В одиночестве

Почему старики остаются одни при трудоспособных детях и внуках?

В одиночестве, случается, остаются старики при трудоспособных  и преуспевающих детях и внуках

Регулярно в редакцию звонит одна и та же женщина. Она пенсионерка, инвалид, весь ее мир замыкается границами квартиры. Пережила войну, после много и тяжело работала, несмотря на увечье. Семьи нет. Звонит всегда, что называется, «на взводе». Обижается на социальную службу, местную власть, газету: мало уделяют внимания, от проблем отмахиваются…

На деле ситуация иная. Перебираться в дом для инвалидов женщина не хочет, и это ее право. Кто ее осудит за нежелание жить в казенном доме, если есть свой? Но, поскольку ей требуется постоянный уход, обычного обслуживания социальным работником явно недостаточно. В исполкоме нашли выход: к Ольге Егоровне по очереди приходят два социальных работника, ее навещает психолог территориального центра социального обслуживания населения. Но и этого, увы, пожилому человеку, практически полностью лишенному общения с окружающим миром, недостаточно. Вот и звонит пенсионерка во все инстанции: то с работниками райисполкома по телефону поговорит, то журналистам душу изольет…

Но Ольга Егоровна – одинокая: ни мужа, ни детей, ни даже племянников. Обиднее, когда в таком же положении оказываются люди, имеющие трудоспособных и вполне преуспевающих детей и внуков. Однажды ко мне в квартиру постучалась старушка с узелком за плечами. До этого я думала, что такие узелки остались в далеком послевоенном прошлом. Оказалось, нет. Бабушка приехала издалека и искала мою соседку – свою племянницу. Хорошо, что у нее в узелке оказалась бумажка с телефоном родственницы…

Пока пили чай и ожидали приезда племянницы, баба Галя рассказывала мне о своей жизни. Родилась в деревне на Витебщине, там же встретила мужа. Родила сына, работала в колхозе – все как у людей. Сын отслужил в армии, отучился в техникуме, женился и уехал к жене в Украину. Иногда звонил, но не приезжал. Муж умер. Пока была в силе, содержала хозяйство: поросята, куры, огород… Но постепенно старость взяла свое. А тут еще пожар в доме – летом-то она кое-как жила в полусгоревшей избушке, а на зиму перебралась в отделение круглосуточного пребывания для пенсионеров и одиноких пожилых людей.

— С какой стати меня государство будет досматривать при родном-то сыне? – рассудила бабушка и собралась в дорогу.

Добиралась до Минска на перекладных. Дальше, надеялась она, племянница поможет купить билет, чтобы добраться до семьи сына. Признаюсь, сразу стало понятно, что родной кровинке мама придется не очень кстати. Ведь, зная о пожаре в отчем доме, сын почему-то не поспешил помочь.

Через некоторое время я спросила у соседки о судьбе ее тетушки. Оказалось, что, погостив два месяца в семье сына, баба Галя решила вернуться. Когда племянница спросила у нее, почему, та только рукой махнула: у них, мол, своя семья, нечего мне там делать… Вернулась в казенный дом, да вскоре и умерла.

Другая знакомая старушка, мать пятерых детей, подарила свою квартиру внучке в надежде, что та будет ухаживать за ней, когда придет время. Но внучка даже дожидаться не стала, когда бабушка станет немощной: сразу перевезла ее к своим родителям, где та тоже долго не задержалась. Остальные дети, недовольные тем, как мать распорядилась наследством, не особенно привечали ее: мол, пускай тебя до-сматривает та, кому квартиру оставила. В результате бабушка вынуждена была постоянно скитаться по детям и племянникам: у одних месяц поживет, у других два... К счастью, приехала младшая дочь и забрала ее к себе в Норильск. Живут вместе уже два года, старушка досмотрена, но нет-нет да и всплакнет, когда вспомнит, как обошлись с ней другие ее дети и внуки.

К сожалению, такие жизненные истории сегодня не редкость. И морализировать в отношении детей и внуков, не готовых отдать свой сыновний долг (как бы напыщенно это ни звучало), в общем-то, бесполезно. Вряд ли журналист или кто-либо другой сможет повлиять на сознание тех, на чьей совести судьба прозябающих в одиночестве родных им людей. Но как же тогда быть? Оставить все как есть? Но если существуют обязанные лица, которые должны компенсировать расходы на детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, почему бы государству не быть требовательнее и к детям, позабывшим о своих обязанностях по отношению к пожилым родителям?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter