На что будут делать упор пиарщики при создании туристического бренда страны

В обертке бренда

Далеко не все игроки туристической отрасли довольны количеством безвизовых туристов. Они настаивают: гостей можно и нужно заманивать к нам. Но проблема в том, что до сих пор подавляющее большинство иностранцев имеют смутные представления о нашей стране, и на те точки зрения, которые у них уже сформировались, следует срочно влиять. Весьма кстати пришлось бы создание туристического бренда. Его варианты  обещают представить на суд общественности уже к концу этого года. На что будут делать упор наши PR-специалисты, узнавала корреспондент «Р».

Специалисты уже создали логотипы и стратегии развития туризма для пяти дестинаций — Полоцка, Мстиславля, Нарочи, Каменца и пружан, а также для Августовского канала.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Завесу тайны эксперты приоткрыли на недавней международной конференции по брендингу территорий. Представитель рекламного агентства PG Public Group Виталий Яцкевич сразу же предупредил: с точки зрения позиционирования страны еще многое не решено, поэтому представлены лишь фирменные стили трех концепций. Одна из них — попытка модернизировать старый логотип c васильком, который не очень-то и использовался.

Реанимировать образ попробовали с помощью тряпичных лоскутков и образа «папараць-кветкi». Она должна символизировать страну как сказку в Европе. Смотрится, кстати, довольно красочно и оригинально. Вторая идея — взять образ тканого рушника, который в свое время был в каждом деревенском доме. Правда, орнамент от места к месту по всей стране отличался. Но это и хорошо — на таком образе, теоретически, можно было бы преподносить локальные бренды регионов. Хотя само имя страны, исполненное в «тканом» стиле, по глубокому убеждению Виталия Яцкевича, смотрится не слишком выразительно. В лидерах, похоже, окажется третий вариант. Неспроста же в рекламной продукции конференции использовали его образы (на снимке). В чем их суть? Слово Виталию Яцкевичу:

— Наш орнамент немного устарел, ему нужно свежее прочтение. Поэтому мы на основе знакомых символов разработали новые. Получился гибкий адаптивный стиль, который можно использовать повсеместно. В основу заложили три главных аспекта — это люди, природа и животные. В качестве акцента выбрана зеленая точка — ее будем везде использовать в фирменном стиле. Она не закрывает предложение, а, скорее, открывает страну. Активный цвет — красный. Он символизирует новое. Слоган — «Беларусь. Пробуждение. Вдохновение».

Кстати, в англоязычном варианте наша страна позиционируется PR-специалистами как «освежающе ностальгическая». Для нашего уха звучит несколько коряво, но, наверное, для англоязычной аудитории такой смысл будет ближе.

Разработкой бренда занимается европейский проект «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», осуществляемый при финансировании Евросоюза. Участвуют в процессе и международные эксперты. Они активно колесили по всей стране, собирали мнения, анализировали их, обобщали… Кроме забот о продвижении страны, специалисты уже создали логотипы для пяти дестинаций — Полоцка, Мстиславля, Нарочи, Каменца и Пружан, а также для Августовского канала. Эти регионы получили и свои локальные стратегии развития туризма.


По словам Виталия Яцкевича, абсолютно во всех этих концепциях прослеживается образ цветка. А акцент сделали на истории и фольклоре. Нарочанский край, например, предлагается позиционировать как источник здоровья. В логотипе можно увидеть контур главного озера. Ритмичные повторения лепестков напоминают круги на воде. Цвет передает стихию воды с вкраплениями лесов.

Главный слоган Полоцка — «Где начинается страна». Мудрость, культурное начало, духовность обыграли с помощью фиолетового колокольчика и оранжевой тычинки-церкви. А Августовский канал намерены продвигать как «белорусское пограничье». За основу образа взяли каменную ладью, найденную недавно в Гродненском районе и напоминающую кувшинку, а также знаменитые шлюзы.

Начальник отдела маркетинга и качества туристских услуг Департамента по туризму Минспорта и туризма Анна Муха результатом работы довольна:

— И если даже для таких маленьких территорий удалось создать и логотип, и разработать стратегии развития туризма, то, я уверена, будет создан и достойный бренд для всей страны. Я видела варианты — они интересные и креативные. Они передают колорит страны, ее историю, подчеркивают уникальность территории.

А вот генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов, давно радеющий за создание общего странового бренда и скептически относящийся к любого рода реформациям, похоже, иного мнения. Уже после презентации он усомнился, что предложенные варианты понравятся общественности:

— Я не вижу, кто будет отвечать за внедрение бренда? Ведь одно дело его создать, другое — его продвигать, работать с ним дальше. Есть вопросы по тому, что, какой смысл раскручивать. Как бы не получилось, что предлагаемые образы будут навязываться. На мой взгляд, не было нормальной работы с населением, потому люди могут не прочувствовать картинку, как это было в случае с Брестом. Знаете, как они разрабатывали логотип для юбилея города? За основу взяли детский рисунок, профессионально его адаптировали — и получился хороший продукт.

Собеседник признает: еще год обсуждений на пользу никому не пойдет. Как-никак, наша страна — одна из полусотни государств, у которых до сих пор нет своего четкого образа, на который бы безоговорочно реагировал весь мир. Их список в сентябре 2017-го намерены покинуть россияне, своим туристическим брендом уже вовсю пользуются украинцы. Но и принимать поспешных решений не стоит. Хотя бы потому, что бренд должен отражать наши ценности, общество, природу, культуру.

При попытке донести свою позицию генеральный секретарь Всемирной туристской организации (ВТО) Талеб Рифаи был весьма эмоционален:

— Бренд — это душа и суть места, то, что каждый должен унести с собой после посещения страны. Нужно, чтобы путешественник закрыл глаза и представил — вот она, Беларусь! За два визита в вашу страну у меня, например, сложился определенный образ. Когда я летел вечером на самолете, подо мной проплывал ковер из зелени, я видел мозаику из озер, полей и лесов… Красиво! к тому же название вашей страны ассоциируется с итальянским словом bella, что значит «красивая». И это тоже нужно использовать.

Кто знает, может, стоит прислушаться к пожеланию генсека? Он, кстати, придумал слоган для украинского турбренда — «Свобода быть собой».

Вероника НИКИТИНА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter