В ногу со временем

Повышение квалификации в области охраны окружающей среды — одна из составляющих устойчивого развитияУстойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь, решение природоохранных проблем невозможно без экологизации общественного сознания населения, развития экологического мышления, экологической культуры. Успешное решение этой проблемы может быть реализовано при наличии высокоэффективной системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования. Наиболее полно задачи образования в области окружающей среды сформулированы в Законе Республики Беларусь “Об охране окружающей среды”. Закон последовательно предусматривает, что все должностные лица, чья деятельность связана с природопользованием, а следовательно, так или иначе оказывает влияние на окружающую среду, должны иметь природоохранную подготовку и регулярно повышать уровень экологических знаний для того, чтобы производственный процесс, в котором они участвуют, наносил природе наименьший ущерб. Закон предписывает, что этот уровень должен учитываться при назначении специалиста на должность, при его аттестации и переаттестации.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет повышение квалификации работников отраслей экономики на базе  Республиканского учебного центра Минприроды. С января 2005 года по сентябрь 2008 года в центре прошли обучение 3993 человека. Значительную часть из них составляют специалисты различных категорий системы Минприроды, а также специалисты предприятий и организаций министерств здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и коммуникаций, промышленности, сельского  хозяйства и продовольствия, энергетики,  архитектуры и строительства, образования, обороны, концернов “Белнефтехим”, “Беллесбумпром”, “Беллегпром”, подразделений Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и других структур. 
В 2008 году повысили квалификацию 813 человек  по специализациям “Охрана окружающей среды”, “Обращение с отходами”, “Обращение  с медицинскими отходами”, “Аналитический контроль за состоянием окружающей среды”, “Охрана атмосферного воздуха”, “Обращение с объектами растительного мира”, “Экологическая сертификация системы управления окружающей средой на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии
14 000”. 335 человек (41 процент) прошли обучение по курсу “Обращение с отходами”. Это в основном специалисты организаций и предприятий  Министерства здравоохранения,  Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Министерства промышленности.
Одним из эффективных элементов оценки организации учебного процесса является анкетирование, которое проводится в каждой учебной группе. Анкета содержит вопросы, касающиеся организации учебного процесса, содержания учебно-тематического плана, качества преподавания, продолжительности обучения, а также возраста, специальности, стажа работы в сфере экологии и других сведений.
Анализ анкетного опроса слушателей, в котором  приняли участие более 3 тысяч респондентов, позволил представить социальный портрет слушателя курсов. Абсолютное большинство слушателей имеют высшее образование, но только 10 процентов опрошенных имеют базовое экологическое образование. Большинство принявших участие в опросе — 95 процентов — отмечают хорошую организацию учебного процесса. 90 процентов удовлетворены качеством преподавания, 88 процентов — вполне устраивает программа обучения. 70 процентов опрошенных достаточно пополнили свои знания, причем это характерно прежде всего для молодых специалистов, у которых стаж работы в экологической сфере составляет менее года. Многие респонденты предлагают увеличить количество практических занятий.
В целях повышения эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий для сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия разработана Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008—2014 годы, в соответствии с которой Республиканский учебный центр разрабатывает учебную программу и учебно-тематический план повышения квалификации специалистов государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми территориями.
С целью формирования у подрастающего поколения экологического мировоззрения считаем целесообразно на  постоянной основе проводить обучение воспитателей  детских садов, учителей школ и работников внешкольных учреждений по курсу “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”.
Ключевой концепцией обучения в интересах обеспечения устойчивости является устойчивое развитие, которое  сосредоточено на решении сегодняшних проблем с учетом завтрашних  потребностей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter