В небо — налегке

В  Военной  академии  Беларуси  разрабатывается  беспилотный  самолет-разведчик

В  Военной  академии  Беларуси  разрабатывается  беспилотный  самолет-разведчик 

Молодые сотрудники научно-исследовательской лаборатории военно-воздушных сил Военной академии Беларуси разрабатывают свой вариант малоразмерного беспилотного авиационного комплекса. Вчера на I съезде ученых Беларуси об этом проекте рассказал научный сотрудник Военной академии Дмитрий Сахарук. 

Весь комплекс — это сам планер (пока у него нет собственного названия), наземный мобильный пункт управления, пусковая установка. На борту аэрофотоаппарат, который распознает крупные объекты (здания, самолеты, автомобили) с высоты 3 километров. Все это авторские разработки Дмитрия и его коллег Юрия Леоновца, Виктора Шабанова, Александра Сивашко и Ивана Гончаренко. На создание беспилотного комплекса у них ушло три года. 

Масса самолета — 12 килограммов. Все оборудование на микросхемах. Навигационная система, например, размером с пивную банку. Самолет поместился бы в грузовом фургоне. Размах крыльев — 2,6 метра. Дальность полета — 35 километров, максимальная скорость — 220 километров в час, высота полета — 3,5 километра, а запаса топлива хватает на 3 часа. 

— В ближайшие 10 лет в разных странах, в том числе и у нас, ожидается скачок в развитии беспилотной авиации, — говорит Дмитрий Сахарук. — Все понимают: планеры на радиоуправлении гораздо дешевле, экономичнее и безопаснее громоздких вертолетов. Малогабаритный планер может понадобиться и МЧС, и МВД, и ученым. Он поможет находить лесные пожары, искать заблудившихся грибников, пеленговать лихачей на дорогах, составлять карты... 

Конечно, все это делается и сейчас, но при помощи сложной авиатехники. С июня этого года ГАИ Беларуси патрулирует дороги с воздуха. Это недешево. За час полета вертолет Ми-2 сжигает 260 литров керосина — около 300 тысяч рублей. Беспилотному же самолету за час надо всего 1 литр авиационного топлива (12 тысяч рублей). Спасательные операции еще дороже. Когда этим летом белорусские туристки заблудились в тайге Карелии, организация, у которой их родственники и друзья арендовали вертолет Ми-8, выставила счет за свои услуги — более 60 тысяч долларов. Это расходы топлива за неделю и работа десантников. 

Пока комплекс для мониторинга земли с воздуха существует только в одном экземпляре. Научные сотрудники Военной академии прикинули, что если наладить серийное производство, то одна единица будет стоить от 15 до 20 тысяч долларов. Но это возможно, если разработкой заинтересуются авиаремонтные заводы, НИИ электронных вычислительных машин и другие организации. 

Для работы в секции «Молодежь и инновации» собрались около 240 талантливых молодых людей: аспиранты, сотрудники разных НИИ, среди которых немало лауреатов Специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Это будущее белорусской науки. 

Право выступить получили только победители республиканского конкурса молодежных инновационных проектов. К примеру, доцент Белорусской государственной академии искусств Андрей Чупринский рассказывал о новых открытиях в области технологии 25-го кадра. Интересна и тема выступления аспирантки Витебского государственного медуниверситета Марины Криштоповой: она поведала о том, как в медицине можно применять трикотажный материал для восстановления костных и хрящевых структур. 

— Отдельная секция для молодых ученых на таком престижном научном форуме создана по нашей инициативе не случайно, — говорит Александр Щукин, руководитель секции «Молодежь и инновации», председатель Республиканского совета молодых ученых. — Проблема недостатка молодых научных сотрудников есть и в вузах, и в научных институтах. Сегодня как никогда важно привлекать туда свежую кровь. Для начинающих ученых в Беларуси созданы благодатные условия: различные фонды, гранты, социальные льготы. Такого рода инвестиции в будущее обязательно себя оправдают. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter