Репортаж - как обучают операторов и техников гражданских беспилотников

В небе становится тесно

Дроны. Мы и не заметили, как это модное слово вошло в повседневный обиход. Сложно представить сферу народного хозяйства, где бы они сегодня не использовались. Но растущая популярность, в том числе у желающих просто сделать красивый кадр для себя или заработать на аэросъемке, обнажила проблему: в гражданской авиации применение квадрокоптеров урегулировано не до конца. Пути решения были предложены, возможно, их узаконят к концу года: уже обсуждаются поправки в Воздушный кодекс, в том числе вероятность того, что беспилотные летательные аппараты массой до 25 кг потребуется регистрировать, а сертифицировать нет. Сертификацию же для более крупных моделей предлагается максимально упростить. Тем не менее будущие операторы и техники гражданских беспилотников уже могут получить некую базу — теоретическую и практическую. Таких специалистов в стране обучают в Центре спецподготовки и ДОСААФ. Журналисты «СБ» побывали на курсах в минском авиационно–учебном центре оборонного общества.


Здоровье — как у космонавтов

В группе 4 человека. Они уже прошли 80 часов теории и 12–часовую тренажерную подготовку. Сегодня — первое из шести практических занятий на
Сергей Костевич.
аэродроме в Боровой. Затем — экзамен. Начальник центра Сергей Костевич: «Мы выдаем справки о прохождении курсов и книжки оператора БЛА, с принятием авиаправил по беспилотникам наши выпускники будут получать в Департаменте по авиации Минтранса свидетельство оператора беспилотного летательного аппарата. Всего мы обучили 48 человек — геодезистов, энергетиков, представителей лесного и сельского хозяйств, горно–обогатительных организаций, Минтранса».

Обязательное требование для подготовки таких операторов — образование не ниже среднего специального и справка врачебно–летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Курсант Николай Гинько показывает мне список меддокументов, выданный ВЛЭК:

— Нужно сделать флюорографию, УЗИ сердца и внутренних органов, щитовидки, ЭЭГ, сдать анализы крови на ВИЧ, РВ, на маркеры вирусных гепатитов В и С, биохимический анализ крови, взять справки из психоневрологического и наркологического диспансеров и еще много чего.


Пока обучаемые разбирают задание, которое на аэродроме через пару часов предстоит выполнить на пару с «птичками», разговариваем с начцентра: «Я был руководителем группы по разработке правил для БЛА. В них прописаны нюансы по регистрации, сертификации, обучению, организации выполнения полетов. К примеру, есть пункт о применении этой техники не в коммерческих целях: в этом случае для нее могут действовать те же правила, что и для авиамоделей, не потребуется обучение и сертификация, — достаточно разрешить летать в пределах визуальной видимости и не выше 100 м».

Как бы «птичка» не спряталась

Костевич говорит, что некоторое напряжение уже снял появившийся Указ № 81 «Об использовании авиамоделей», к которым приравняли и дроны. Но это, скорее, временная мера. Ведь в указе под авиамоделью понимается «летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним». Квадрокоптеры под эту формулировку не подходят хотя бы потому, что техника вроде Phantom 4 PRO (размеры: 35 на 35 см, высота 20 м) на удалении даже до 100 м может быть еле различима, а техническая возможность полетов по дальности до 4 км. Да и не прописано, что беспилотники должны летать в пределах видимости оператора. Второй нюанс: да, на БЛА есть камера, но лишь по этому изображению с аппарата контролировать «птичку» на высоте сможет опытный человек. Но и ему будет трудно оценить обстановку вокруг коптера и не столкнуться с другой техникой.

Первые попытки курсанта приручить квадрокоптер. Справа — инструктор Глеб Бондарик.

— Маршруты дальних полетов мы согласовываем с предприятием «Белаэронавигация», со съемкой — еще и с Минобороны. Ему потом нужно будет показать весь отснятый материал. А как использовать коптеры на массовых мероприятиях? — инструктор центра (и зампредседателя Белорусской ассоциации беспилотной авиации) Глеб Бондарик задается резонным вопросом. — Кстати, хорошая практика наработана во время проведения фестиваля «ПроНебо», открытия и закрытия байкерского сезона: выделяется руководитель полетов, он раздает для малых беспилотников сектора и высоты, смотрит, чтобы модели не столкнулись. Такой подход можно узаконить для всех подобных мероприятий. Сейчас ведь нет требований по градации, весу, типу беспилотных систем. Если ты снимаешь с неба свадьбы, то должен получить сертификаты, пройти регистрацию. А с появлением 81–го указа им прикрываются абсолютно все коммерсанты: мол, используем БЛА для себя.

Своя частота, свое небо

Недавно федерации разрешили использовать для полетов определенную радиочастоту (на ней ведется управление 90% дронов), говорит Бондарик: «Заодно обязали нас вести реестр коптеров. Человек, чтобы законно пользоваться частотой, обращается к нам, и мы клеим на беспилотник «марку». Кстати, в Америке максимально упрощенная регистрация — подал заявку, заплатил от 5 долларов и летай. Зато минимальный штраф за нарушение правил полетов у них 27 тысяч долларов. Во многих странах вообще нет курсов по обучению операторов БЛА. Учишься сам и сдаешь тестирование в специализированной организации».

...Мы на аэродроме. Курсанты пробуют поднять беспилотник вверх, вправо–влево, затем с учетом прогнозных показателей, характера местности, наличия опасных зон и зон ограничения полетов выполняют задание по маршруту.


Обучаемые настраивают внутренний «компас» коптера. Это на случай потери на высоте связи с пультом, почти разряженной батареи или если оператор нажмет не ту кнопку — тогда аппарат сможет вернуться к отправной точке сам. В программе моделей уже есть базы безопасных и запрещенных зон. Обновляются вручную, последние данные — на сайте Минобороны. Сейчас запрещенных для полета зон в стране 16, в ближайшее время их может стать более 250.

Кажется, не за горами и доставка товаров дронами. «Пока я скептически к этому отношусь, — по мнению Бондарика, пока сама доставка обойдется дороже товара. — Такие проекты возможны с введением сетей сверхбыстрой радиосвязи (так называемого интернета вещей), наработкой систем взаимодействия беспилотников и диспетчерского контроля в воздухе. Кстати, голландские коллеги активно внедряют в коптеры системы на базе искусственного интеллекта, машинного зрения и распознавания информации. К примеру, при обследовании сотовой вышки система сама сканирует поверхность, обрабатывает данные в зависимости от задач и передает в диспетчерский пункт уже конечную информацию».

Мои собеседники надеются, что к Новому году все же появятся авиационные правила организации выполнения полетов для беспилотников гражданской авиации и они уже не будут вне закона. Главное, чтобы новые требования были простыми, понятными и действительно нужными. Однако следует дождаться изменений в основной документ — Воздушный кодекс, а уж потом нарабатывать и утверждать другие законодательные акты по БЛА.

КСТАТИ

На аэродроме «Липки» Минского аэроклуба ДОСААФ презентовал вертолет Robinson–44 Raven II.


Прежде всего его купили, чтобы развивать вертолетный спорт, сообщил журналистам зампредседателя Центрального совета ДОСААФ по авиации Андрей Горбатовский: «Современный вертолет по некоторым характеристикам превосходит вертолеты Ми–2, которыми укомплектованы аэроклубы. Расход топлива Ми–2 — 225 килограммов в час, Robinson — 40, межремонтный ресурс Ми–2 — 1.500 часов, Robinson — 2.200, а межремонтный срок службы 12 лет».

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter