О том, каким был аэропорт «Минск–1»

В Минске самолет садился на троллейбусную остановку

Чистый сюрреализм, и все же это факт. «Советская Белоруссия» появилась в нашей республике за четыре года до выхода в свет первого номера нашей газеты. Причем буквально спустилась с небес. 15 июля 1923 года летчик 4–й эскадрильи Саричев перегнал самолет с таким названием из Смоленска в Минск. И передал его Белорусскому обществу друзей воздушного флота. Можно сказать, что именно с того момента была открыта авиационная эра на нашей земле. Предопределившая появление 10 лет спустя нового аэропорта на карте СССР.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Признаюсь, новость о том, что «Минск–1» закрылся для коммерческих полетов, а здание аэровокзала передано инвестору грядущей здесь застройки, повергла в грусть. Светлую, как перспектива двухкилометровой взлетно–посадочной полосы, десятки раз отправлявшей меня в небо. Два рубля за такси от Серебрянки, час на предрейсовые формальности (как же хорош был механический пинг–понг на втором этаже за 15 копеек!). И грациозный Ту–134 или смешной Як–40 с входом «через зад» оставлял под собой минскую землю. Делал поворот над цехами камвольного комбината и устремлялся в хлопок облаков. Чтобы двумя часами позже вынырнуть из него над заповедной зеленью казацкой Хортицы. Где тогда не было колбасы, но были мир, Днепр, фрукты. И жива еще бабушка...

Фото  Артура  ПРУПАСА

Этот аэропорт позволял иногда пассажирам заглянуть и в более неприступные, нежели фабрики, места. Писатель Сергей Юрьенен, детство которого проходило полвека назад в Минске, писал в одном из романов про своего автобиографического героя: «Самолет, заходя на посадку, накренился так, что он прямо через иллюминатор заглянул в краснокирпичное нутро тюрьмы, посреди которой стоит замок с решетками на окнах».

Да что тут говорить! Наверное для всех минчан, заставших советские времена, «старый» аэропорт означал нечто большее, чем просто транспортный терминал. Компьютерный специалист Николай Семенюк в 1980–е именно отсюда регулярно начинал свой путь на полесскую рыбалку:


— Тратить 8 часов на дорогу поездом до Пинска не было никакого желания. Самолет же, считай, из центра Минска! — летел туда 45 минут. И билет не намного дороже был железнодорожного: десять рублей против семи в плацкарте. Жена полеты переносила плохо, особенно если попадался «кукурузник» Ан–2. Я же летал с удовольствием.

За удовольствием отправлялись в «Минск–1» не только любители воздушных путешествий. Минчанин Михаил Подгайский до сих пор вспоминает особое очарование аэропортовского ресторана:

— Посещал его не раз, так как регулярно летал в Киев. Гвоздем меню там значилась грибная солянка. Просторный светлый зал, то и дело взлетающие за окном самолеты. Это было нечто!

Еще бы, смеется Сергей Каменко. В 1979 — 1982 годах он работал на так называемой «линейке» — обслуживал самолеты на летном поле. Ресторан, говорит он, также держался на высоте:

Фото  Артура  ПРУПАСА.

— Обслуживание здесь было на голову выше, чем в городе. Приветливый персонал, изысканные блюда. Ведь ресторан наш тоже был, по сути, воротами города. И держал марку. Свободно попасть сюда можно было разве что днем, а по вечерам неизменно выстраивались очереди. Но ожидание стоило того: уж больно хороши были предлагаемые блюда национальной кухни. 5 рублей на человека вполне хватало для хорошего ужина.

Порой «Минск–1» дарил посетителям и приятные впечатления иного рода. Пенсионерка Мария Леваневская регулярно летала к дочери в Псков. Как–то в начале 1990–х она явилась в «Минск–1» перекомпостировать билет на более позднюю дату. И не смогла этого сделать:

— Половина вестибюля была перегорожена веревкой, перед которой толпилась многочисленная публика. И перила второго этажа облепил народ. При этом в зале было как–то непривычно тихо, говорили шепотом. Я перепугалась. Думала, случилось что–то страшное. И вдруг вижу: батюшки, Лариса Удовиченко и Леонид Ярмольник стоят за канатом! А рядом прожектора какие–то. Кино снимали!

Это был фильм «Вальс золотых тельцов», который страна увидит в безрадостно–дефицитном 1992 году. В нем наш аэропорт сыграл некую воздушную гавань между золотоносными районами Сибири и Москвой. Но кинодебютом это не стало. Десятью годами раньше он уже становился местом действия фильма «Давай поженимся!». Причем по сюжету герой картины вылетал отсюда... как раз в Минск. В 1959–м наша воздушная гавань засветилась в картине «Любовью надо дорожить». А в 1965–м «Беларусьфильм» совместно с чехословацкими коллегами снимал здесь фильм «Пущик едет в Прагу». О буром медвежонке, отправляющемся в сопровождении подростка в авиапутешествие.

1965 год.
Кадр из  фильма «Пущик едет в Прагу».
1982 год.
Кадр из фильма «Давай поженимся».

Стоит сказать, что звери в самом деле порой становились пассажирами «Минск–1». В 1967 году городская газета информировала: «Серебристый воздушный лайнер Ил–18 подрулил к перрону аэровокзала. И вот из корабля выходят люди с клетками в руках. В Минск прибыли племенные норки. 300 «иностранок» из Стокгольма продолжили свой путь на машинах в совхоз «Куринец» Вилейского района».

С конца 1960–х завсегдатаями воздушной гавани стали и дети. Минский аэропорт и городское экскурсионное бюро наладили «катание» школьников, студентов, трудящихся на самолетах над городом. «С высоты птичьего полета перед вами откроется захватывающая панорама новостроек, промышленных предприятий, проспектов, улиц, площадей, парков, архитектурных ансамблей нашего города», — гласили рекламные объявления тех лет. Новый аттракцион многим пришелся по вкусу. Тем более что стоимость билета для взрослых составляла всего 1 рубль, а дети устремлялись в небо и вовсе за 50 копеек с носа.

В начале 2000–х старый колонно–дворцовый корпус аэропорта — творение нашего выдающегося архитектора Георгия Заборского — временно превратился в «фашистский штаб Киева», с эсэсовцами вокруг и замершим у входа черным автомобилем «Хорьх». Так режиссер Дмитрий Астрахан снимал часть эпизодов фильма «Бабий Яр».

Аэропорт «Минск-1». 1959 год.

Кстати, с реальными головорезами нашему аэропорту довелось сталкиваться не только в годы Великой Отечественной войны. 8 января 1954 года отсюда вылетел самолет Ли–2 с пятью пассажирами на борту, следовавший по маршруту Минск — Таллин — Ленинград. В момент, когда 34–летний бортмеханик Тимофей Ромашкин — уроженец Городокского района Витебской области — раздавал пассажирам прессу, случилось непредвиденное. Молодая женщина и мужчина лет тридцати в кителе офицера ВВС без погон, сидевшие у самой кабины, вдруг обнажили пистолеты. «Ромашкин не дал возможности врагу вести прицельный огонь по экипажу, первым бросился на вооруженных террористов», — отмечалось позже в официальном представлении Тимофея Терентьевича к присвоению звания Героя Советского Союза. К сожалению, посмертно. Воистину гримаса судьбы: именно в Минске стартовал рейс, которому было суждено вписать одну из первых страниц в обильную (около 100 случаев) историю угонов воздушных судов в СССР. И именно наш земляк сделал эту страницу максимально короткой.

К счастью, грустных историй, связанных с нашим аэропортом, очень немного. А вот забавных всегда хватало. Люди, много лет отдавшие ему, вспоминают, что полвека назад отношение к авиационной безопасности было весьма легкомысленное. Обычный «бульварный» заборчик у аэровокзала, условное ограждение летного поля. Причем условное до того, что работники аэропорта, жившие в домах на Рижской улице, на работу добирались, просто перемахнув через изгородь. Охрана пешеходов гоняла, но те до начала 1970–х упорно продолжали ходить через взлетно–посадочную полосу. Не менее забавным был и случай прибытия в «Минск–1» большой правительственной делегации из Индии. Неожиданно установившаяся ненастная погода и легкая одежда прибывших не оставили выбора тем, кто их встречал. Чтобы гости не заболели, их прямо у трапа самолета укутали в верхнюю одежду персонала — ту, что оказалась под рукой. Спустя несколько минут ни о чем не подозревавшие граждане на аэровокзальной площади наблюдали фантастическую картину. Из служебных ворот аэропорта вышла группа странных людей в тулупах, бушлатах, фуфайках и брезентовых накидках. Расселась по правительственным «Чайкам» и под рев сирен ГАИ умчалась куда–то в центр города.

Фото  Артура  ПРУПАСА

...Увы, все имеет свой конец. Не бесконечной оказалась и история «Минск–1». «Самолеты садятся на троллейбусную остановку. Удобно!» — писала много лет назад наша газета. Но жизнь не остановить. Нет уже на улице Чкалова троллейбусной остановки, не придется больше и лайнерам делать посадку в кольце городских кварталов, а их жителям ворчать на рев над головой. Но все же стоит обернуться назад. И сказать спасибо старому доброму минскому аэропорту. Ветерану, открывшему для многих из нас наше небо.

Куда и за сколько можно было улететь из «Минск–1» в 1990 — 1991 годах

Астрахань — 40 рублей

Балаково — 34 рубля

Белгород — 23 рубля

Бердянск — 27 рублей

Брест — 14 рублей

БрЯнск — 16 рублей

Великие Луки — 13 рублей

Вильнюс — 7 рублей

Винница — 19 рублей

Витебск — 9 рублей

Воронеж — 26 рублей

Ворошиловград — 27 рублей

Геленджик — 33 рубля

Гомель — 11 рублей

Гродно — 10 рублей

Днепропетровск — 22 рубля

Донецк — 25 рублей

Житомир — 16 рублей

Иваново — 25 рублей

Калуга — 19 рублей

Киев — 15 рублей

Краснодар — 32 рубля

Кривой Рог — 21 рубль

Курск — 23 рубля

Лиепая — 16 рублей

Липецк — 24 рубля

Львов — 17 рублей

Мариуполь — 27 рублей

Могилев — 7 рублей

Новгород — 17 рублей

Пинск — 10 рублей

Полтава — 20 рублей

Псков — 17 рублей

Рига — 15 рублей

Саранск — 29 рублей

Саратов — 31 рубль

Смоленск — 13 рублей

Ставрополь — 34 рубля

Тамбов — 26 рублей

Тула — 21 рубль

Ужгород — 20 рублей

Ульяновск — 31 рубль

Харьков — 22 рубля

Херсон — 22 рубля

Хмельницкий — 17 рублей

Черкассы — 18 рублей

Чернигов — 15 рублей

Элиста — 35 рублей

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 22 (24904). Пятница, 5 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter