В пожарной службе есть уникальная техника, которой нужны считанные единицы, и есть массовая. Проблема, с которой столкнулись все постсоветские страны, — устаревшая матчасть.
Искать замену выработавшим ресурс пожарным цистернам на базе ЗИЛ-130 пришлось и белорусским спасателям.
Вариант закупки машин в Европе признан неперспективным — высокая цена, дорогой сервис, да и износ у западной техники наступает относительно быстро. Между тем «ЗИЛы» или «МАЗы» без проблем отрабатывают по полтора-два срока эксплуатации — 20—30 лет.
Цистерны отечественных производителей — а среди них можно вспомнить «Пожснаб», «Белкоммунмаш», да и сам МАЗ — для нужд спасателей подходили лучше. Но и здесь не устроили цены — можно еще дешевле. В итоге решили обойтись своими силами.
— МАЗ, надо отдать им должное, пошел навстречу, — пояснил «БН» пресс-секретарь МЧС Виталий Новицкий. — Разработали заводчане шасси, которое устраивает нас по всем параметрам. А надстройки мы уже делали сами.
В каждом областном управлении МЧС есть свой производственно-технический центр. В Минской области такой центр был взят в качестве базовой структуры, в 2008 году здесь организовали сборку техники. Сейчас мощности позволяют производить порядка 50 единиц в год.
— Надстройки делаем полностью самостоятельно, — утверждает Виталий Новицкий. — Конечно, пока довольно много импортных комплектующих используется, но от этого будем постепенно уходить.
Пока задача автомобильного производства МЧС — работать исключительно на удовлетворение внутреннего спроса. Однако в перспективе не исключено, что новые автоцистерны будут поставляться и на экспорт.
Евгений ЕРОШЕНКО, «БН»
НА СНИМКЕ: автоцистерна белорусских спасателей.