О мелком шрифте на этикетках

В магазин с лупой

Недавно моя соседка Зинаида Ивановна купила в магазине пельмени, не вчитавшись в текст этикетки. Последний был напечатан изумительно мелким шрифтом, а очки пожилая женщина, к сожалению, забыла дома. Сварила себе пельмени, отметив, что у них какой–то непривычный привкус, но никакого значения факту поначалу не придала. А потом — еще как. Потому что вскоре попала в больницу с пищевым отравлением. После выписки зашла в тот же магазин. И тут последовала немая сцена. Перед ней лежали такие же пельмени, только на сей раз Зинаида Ивановна в этикетку уже вчиталась: срок годности–то истек...

Сам решил оценить, так сказать, масштабы явления в ближайшем гипермаркете и небольших продовольственных магазинчиках. И скажу, что сомнительного вида упаковки с самыми разными продуктами, внешний вид которых, мягко говоря, не радовал, обнаружил в достаточном количестве. Мало того что часто обертки выглядели пожеванными, а цифры, обозначавшие срок годности, полустерлись. Важная деталь — этикетка — была напечатана на принтере! Сразу подумалось: уж не переклеена ли, чтобы скрыть истинный срок? Увы, приходится на ходу осваивать основы «потребительского ликбеза». Теперь знаю точно: лучше ничего не покупать, если этикетка стерлась, криво либо косо прилеплена или перепечатана поверх старого текста. А также если упаковка плохо проклеена — скажем, в местах спаек целлофановых пакетов бывают «гармошки». Еще убедился, что имеет смысл следить за новостями производителя. Случается, он давно изменил дизайн этикетки, а вам по–прежнему впихивают продукт со старым. На практике это означает, что товар может быть поддельным или срок годности его истек. Но меня как потребителя волнует принципиальный вопрос: как вообще такой товар из раза в раз попадает на прилавки?

Фокусы с этикетками, надо сказать, сегодня — бич торговых точек. Недаром Минторг, взявшийся с недавних пор за массовые проверки, постоянно ставит это торговцам на вид, выдавая строгие предписания. Практически в каждом акте санитарной службой указаны факты реализации в розничной сети продуктов с истекшим сроком годности. Особенно грешат этим бакалейные товары. Как правило, это становится ясно уже дома. Кто–то продукт швыряет в мусорное ведро, а кто–то, вздохнув, пускает в пищу. Кто–то затем расхлебывает последствия в больнице, а кому–то неприятностей удается избежать. Есть и такие, кто уже взял за правило ходить в магазин только с лупой. Вполне их поддерживаю. Однако почему мы рискуем здоровьем, предприятия торговли исправно платят штрафы, но принципиально если что и меняется, то крайне медленно? Да потому, по моему глубокому убеждению, что подавляющее большинство производителей и продавцов до сих пор непоколебимо уверены в том, что мы с вами все равно все съедим. Не важно когда...

Понятно, что, как и в решении всякой проблемы, одними карающими мерами — в виде штрафов и угроз лишения лицензии — здесь не обойтись. Выход, на мой взгляд, — новые подходы в работе. Видит продавец, что срок годности уже истекает, — пусть делает все, чтобы товар реализовать своевременно. С приличной скидкой, а не с издевательской в 2 — 3%. Ведь практикует же отечественная торговля весьма ощутимые скидки при реализации промышленных товаров. А что мешает предлагать, к примеру, молочные продукты «на грани» определенным социальным группам (студентам, пенсионерам, малоимущим гражданам), существенно сбавляя цену, например, за 3 дня до отмеченной производителем временной планки? Конечно, тут понадобятся и реклама, и просветительская работа с покупателем. Короче говоря, главный посыл — не спать в шапку!

Один мой знакомый несколько лет проработал в ирландском гипермаркете менеджером. И говорит, у них работа со «скоропортом» отлажена как часы. Каждый его рабочий день начинался с анализа товарных остатков с истекающим сроком годности. Потом следовал «комплекс мер быстрого реагирования», которые в течение дня должны были охватить многих работников, вплоть до продавцов. И оперативное введение существенных скидок было, естественно, не последним делом.

И еще важный нюанс. Мы сами как–то вяло реагируем, обнаружив на полках магазина товары, которым там уже не место. Ну увидели, ну отложили в сторону. И чаще всего никакого возмущения по этому поводу. Мол, недосмотрел продавец. А если бы он знал, что каждый такой факт будет сопровождаться бурной реакцией покупателя со всеми вытекающими последствиями, то сто раз подумал бы, стоит ли в этом деле зевать и надеяться на авось. С другой стороны, если бы мы все в защите своих прав потребителя вооружились лупами, то и производитель наверняка задумался бы, насколько безнаказанно можно использовать практически нечитаемый мелкий шрифт на этикетке. Пока же он пишет «бисером» на упаковке по одной простой причине. Это не запрещено законодательством. Во всяком случае, я проштудировал несколько нормативных документов и ни в одном не нашел конкретных требований к этикетке. Может, Минторгу пора срочно восполнить пробел?

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 42 (24672). Четверг, 5 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter