Говорят участники Республиканского педсовета

В кругу мнений

Фото СергеЯ Лозюка

Вадим Богуш, первый заместитель министра образования:


— Сегодня все мы сталкиваемся с вызовами, связанными с формированием прорывных технологий, рождением индустрии 4.0, или четвертой промышленной революции, драйвером которой являются информационные технологии. Но они не единственная составляющая тех изменений, которые могут произойти через 10 — 15 лет, с точки зрения и организации производственного процесса, и менеджмента, и работы с информацией. При этом ключевыми технологиями индустрии 4.0 являются технологии искусственного интеллекта, интернета вещей, робототехники, энергоэффективности — это прежде всего междисциплинарные вещи. Мы должны учитывать их при проектировании модели подготовки специалистов на будущее.

Светлана Каплановская, педагог дополнительного образования Минского государственного дворца детей и молодежи:


— Я работаю в системе дополнительного образования, на форуме о нем говорили не так много. Конечно, цели были другие — обозначить самые актуальные вопросы, касающиеся образовательной среды. Совершенно правильной считаю позицию Президента насчет учебников. Хорошо, что сейчас над ними работают квалифицированные специалисты, труд которых наверняка достойно оценят. А вообще, педагогам — дополнительного образования, воспитателям детских садов, учителям — нужно очень много вкладываться в самообразование. Увы, не всегда есть возможность лишнюю книжку купить. Хотелось бы меньше думать о деньгах и больше о наших детях, их развитии и воспитании.

Юрий Нечепуренко, начальник научно–инновационного отдела НИИ физико–химических проблем БГУ:


— На форуме не было пустых заявлений. Вообще, мне очень понравилось выступление министра, в особенности некоторые тезисы. Например, говорилось о том, что пора заканчивать с непрофильными специалистами. Вот зачем сегодня Белорусский государственный экономический университет готовит юристов, а Белорусский государственный технологический университет — экономистов? Какие специалисты получаются на выходе? Сомневаюсь, что высококвалифицированные... С другой стороны, если закрыть эти специальности, работы лишатся преподаватели, возможно, и пенсионеры. Конечно, так можно решить проблему старения кадров, но к вопросу нужно подходить очень осторожно — все же в любом вузе должна быть преемственность поколений, чтобы рука об руку работали и молодые, и люди в возрасте. А еще согласен, что нужны профильные экзамены в вузы, помимо тестирования и аттестата. Сейчас идет конкурс оценок, по тестам натаскивают, а нужно оценивать способность людей мыслить, находить альтернативные решения.

Сергей Харитончик, проректор по учебной работе БНТУ:


— Сейчас активно обсуждается вопрос о переходе на концепцию университета 3.0 и вкладе вузов в инновационное развитие: вся цепочка образование — наука — предпринимательство должна работать на коммерческий успех страны в целом и университета в частности. Новые технологии должны быть либо максимально эффективно использованы в экономике, либо стать «донором» для создания других инноваций. Я думаю, что в перспективе не выживут те университеты, которые в свое время не подготовили основу для того, чтобы выйти на уровень университета 3.0.

Александр Жук, ректор БГПУ имени М.Танка:


— Я считаю, что очень своевременно такое мероприятие состоялось на столь высоком уровне с участием Президента. Это подтверждает, что руководство страны большое внимание уделяет образованию — главному механизму и ресурсу устойчивого развития государства. Важно, что обсуждались вопросы экономики не только завтрашнего, но и послезавтрашнего дня. Систему образования ведь можно сравнить с лайнером: она не в состоянии в одночасье полностью изменить свой курс, сразу развернуться в другую сторону. Решения должны быть продуманными и взвешенными. Для нашего университета очень важно, что акцент был сделан на учителя как на главную фигуру в образовательном процессе. Как бы ни развивались информационные технологии, именно от педагога всегда будет зависеть воспитание будущего поколения. И наш вуз уже решает задачу подготовки современного учителя. Педпрактика со второго курса, с первого — волонтерская практика, которая помогает будущим специалистам с самого начала погрузиться в профессиональную атмосферу. Оправдали себя и педклассы, открытие которых в свое время поддержал Президент. В этом году мы зачислили более 140 выпускников таких профилей и видим, что это прекрасные ребята, которые любят детей и профессию учителя.

Владимир Зданович, директор Департамента контроля качества образования Минобразования:


— Мне очень понравился доклад министра образования. Прозвучали четкие предложения, подробно изложена концепция развития сферы до 2030 года. Конечно, в первую очередь меня заинтересовал вопрос организации контроля качества, без которого не обойтись. Нам нужно по–другому строить работу, более системно. В том числе выявлять лучших учителей, не должно быть уравниловки, в то время когда одни педагоги работают хорошо, а другие просто отбывают время. И, на мой взгляд, сегодня действительно назрела необходимость создания Агентства по контролю в сфере образования, которое будет отслеживать работу системы по разным аспектам — от программ и учебников до независимой аттестации на экзаменах.

Ирина Фунтикова, воспитатель ГУО «Ясли–сад № 84 г. Минска»:


— Приятно, что тема дошкольного образования не осталась в стороне. На пленарном заседании ей уделили внимание, пусть и не такое пристальное, как школьному и университетскому образованию. Тем не менее это действительно важно. Приятно и то, что Президент подчеркивал, как важно и нужно повышать статус нашей профессии. Много актуальных тем поднято и в первый день педсовета, во время секции. И, конечно же, было интересно и полезно пообщаться с коллегами, перенять где–то их опыт.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter