В классических тонах

Книжный навигатор
Вячаслаў Адамчык. Песня. Апавяданнi.
Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2013.

Новая книга серии «Беларуская проза ХХ стагоддзя» представляет творчество Вячеслава Адамчика, автора тетралогии «Чужая бацькаўшчына». Рассказы его глубоко психологичны, и традиционны только внешне. Во многих рисуется быт западнобелорусской деревни, региона с особой исторической судьбой и менталитетом. Все литературоведы отмечают, что Вячеслав Адамчик владел неповторимым стилем, его лексика настолько богата, что, боюсь, иным молодым горожанам сегодня придется читать со словарем... Хотя ни один словарь не передаст тонкой игры звуков и смыслов. Каждый рассказ — это еще и страница из сложной белорусской истории. Герои, белорусы–«западники», живут «под панской Польшей», узнают, что такое колхозы, раскулачивание и сталинские репрессии, переживают военное лихолетье, послевоенные голод и разруху. Столкновение тоталитарной идеологии и гуманизма, бесчеловечной жестокости — и сострадания... Даже в более поздние, мирные времена не уходят боль и несправедливость. Вот в рассказе «Сон у калядную ноч» старушка Стефанида приезжает в современный город искать непутевого сына, но не знает корпус дома. Решает обойти подходящие квартиры одну за другой... И сколько людской черствости встречает! А вот другая деревенская женщина дает бывшему полицаю–погорельцу, когда–то убившему ее сына, соломы на крышу... Вот организация школьного духового оркестра кончается арестом учителя музыки, и ученикам приказывают забыть, что такой оркестр был. В оформлении обложки использован фрагмент картины сына Вячеслава Адамчика, писателя и художника Адама Глобуса.

Серапионовы братья. 1921. Альманах.
Лимбус–Пресс, Санкт– Петербург, 2013.

Рукопись этого сборника пролежала неизданной в архиве города Хельсинки почти столетие. Многие из вошедших в нее произведений так и остались неопубликованными или незаслуженно забытыми. Сборник легендарного литературного объединения «Серапионовы братья» должен был выйти в 1921 году при поддержке Максима Горького. Однако времена были трудные, перипетии невыхода подробно рассказаны в предисловии... Интересно взглянуть с расстояния в век на судьбы молодых «серапионов», приветствовавших друг друга фразой: «Здравствуй, брат! Писать очень трудно». Кто–то из них стал советским классиком, как Константин Федин, кто–то попал в опалу, как Зощенко. Лев Лунц считался самым одаренным, но умер двадцатитрехлетним в Гамбурге в 1924 году. Его «костюмная испанская пьеса» «Вне закона» опубликована в России только в 1994–м. Там действуют надменные испанские доны, благородные разбойники, альгвасилы и трудовой народ, поднимающий восстание... Но есть прямые аллюзии на большевистскую революцию и ее вождей. Почему диктатора сменяет еще худший диктатор? Чего стоят лозунги о справедливости, может ли человек выдержать испытание властью? Да и в рассказах других «серапионов» революция показана довольно жестко, еще без лакировки — члены литературного объединения считали искренность своим долгом. Всеволод Иванов, Елизавета Полонская, Михаил Слонимский, Виктор Шкловский, Михаил Зощенко, Вениамин Зильбер, известный нам как Каверин... Время каждому отвело свою «книжную полку».

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга»,
Минск, пр-т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter