Кому в Беларуси выгодно "скрытое" импортозамещение?

В карете прошлого далеко не уехать

Кому выгодно "скрытое" импортозамещение?
Упавшее яблоко натолкнуло Ньютона к открытию теории тяготения, вывалившийся из кар­мана мобильник чуть не подвиг меня к гениальной бизнес-идее. Ударился мой неказистый «Nokia» об асфальт, развалился… Впрочем, не в первый раз, поэтому реанимировал аппарат мгновенно. Вернул выскочивший из гнезда аккумулятор, щелкнул крышечкой корпуса. А если на поток дело поставить… Полный бред с технологической, экономической, маркетинговой, логистической и других точек зрения. Но обогатиться можно. Это же какие перспективы: белорусский мобильный телефон! Мне почет, привилегии, громкие окрики чиновников в сторону зажравшихся на импорте сетевых ритейлеров сотовой связи. Глядишь, с божьей и административной помощью и фирменные точки мобильных операторов удастся повернуть к себе лицом. А куда денутся — будут брать. Ух, размечтался. Впрочем, некоторые успешно сделали такую сказку былью. Одни еще занимаются пусканием замещающей пыли в глаза. Другие отдыхают за мошенничество на тюремных топчанах. Третьи  загребли денежки и вовремя вышли из бизнеса. Но схема-то работает. 



Много ли в некоторых видах нашей бытовой техники и электроники белорусского? Максимум – корпус, проводки-кнопочки, да еще отвертка, чтобы скрутить целое из импортных частей. Велосипеды и мотоциклы? Аналогичная история: подавляющая доля комплектующих тоже пребывает издалека. А наша обувь? Действительно, есть оригинальные модели, которые поступили на предприятие в виде кожи, ниток и фурнитуры. Но слишком много нынче появилось туфель, генетически тесно связанных с Юго-Восточной Азией. Оттуда завозят голенища и подошвы, а у нас их творчески склеивают, беззастенчиво штампуя лейбл «made in Belarus». Получается простенько, со вкусом и выгодно. Ведь импорт готовой обуви облагается солидной пошлиной. А запчасти, даже если их всего две на туфлю, – нет. Де-факто это полуфабрикат на последней стадии производства, но де-юре считается сырьем. 

И не надо прикрываться теориями глобализации и международного разделения труда. Соединять 2—3 детали в готовое изделие – экономический бред, через призму какой доктрины на него не взирай. Реальную прибыль отверточные производства могут принести только в случае жесткого протекционизма на внутреннем рынке. За счет высоких пошлин, квот, других механизмов, которые закрывают путь-дорожку для целых изделий, но беспрепятственно дают проникать через таможенную границу по частям. При чистой конкуренции «сборка» всегда значительно дороже оригинала. Конечно, потребитель платит за эту инфляцию замещения. Во многих государствах идут на такой шаг в угоду созданию новых предприятий и рабочих мест. Но таковые в весомом количестве появляются исключительно в одном случае: если «отвертка» через локализацию перерастает в полноценное производство. 

По такому пути прошел Китай. Казалось, еще недавно в этой стране выполняли самые неказистые и дешевые операции для европейских корпораций. А сегодня?! Завалили весь мир потребительской продукцией: и лицензионной, и полностью собственного изобретения и производства. Китайские бренды уже на равных конкурируют с европейскими и американскими торговыми марками. 

Вроде и белорусское импортозамещение пошло по этому логичному пути. Собственным производителям, в том числе и «чистым», чуть ли не десятилетиями давали преференции, зачищали рынок от импорта, призывали и заставляли ритейл торговать белорусским… Даже законодательно ассортиментный перечень закрепили. А победить потребительский импорт или хотя бы его существенно снизить упорно не получается. Да и откуда возьмется отечественная конкурентоспособная продукция, если ее приличная доля собирается из зарубежных комплектующих. Получается дорого и не очень качественно. Ну не хотят поставщики деталей полностью делиться с потенциальными соперниками своими секретами и ноу-хау! А где же свои конструкции и технологии, которые покорят весь мир, приоткроют калитку для экспорта высокотехнологической продукции или хотя бы своего покупателя покорят?! 

Не может «отвертка» совершить чудеса! А локализация? Как была, так и остается в зачаточном состоянии. Где отечественное производство высококачественных кож? Или сложных электронных комплектующих для бытовой техники? Перечислять можно до бесконечности. Да, по ряду позиций отечественное сырье проигрывает по качеству, цене, иногда вообще отсутствует. Но в эти производства никто же деньги не захотел вкладывать! Как поживают наши кожевенные заводы? А по выпуску электронных комплектующих? Хотя каждый инвестор, когда начинает развиваться и стоит с протянутой рукой за преференциями, обещает все сделать по уму. Рисует красочные перспективы по созданию кластеров, клянется развивать сопутствующие производства. Только дайте немного раскрутиться. Но на деле все оказывается Нью-Васюками. Более того, нередко производственные процессы на предприятиях не развиваются, а сворачиваются. Цеха со сложными технологическими операциями: сваркой, пайкой, штамповкой, дублением – можно перечислять до бесконечности — убиваются, сдаются в аренду. И от большого завода остается только небольшой участок по сборке. Зачем инвестировать, вкладывать, думать, рисковать, когда и «отвертка» приносит хороший доход. Благо государство худо-бедно, но защищает своего производителя. А он качает деньгу и не спешит становиться конкурентоспособным. А сбыт неликвида возлагает на государство и различные инспекции, которые проталкивают на полки и чистокровных «белорусов», и неликвид с глубокой иностранной генетикой. 

А в результате произ­вод­ство-то и не растет, в отличие от импорта. И потребительского, и особенно промежуточного. Доля на рынке даже «отверточных» отечественных товаров падает. Еще недавно на наши телевизоры приходилось 40—50%, а нынче уже с трудом 22% наберется. По обуви опустились до 47,8%. Производственные мощности задействованы в первом случае процентов на двадцать, во втором – чуть больше чем 60% по прошлому году. А вот производители стиральных машин и холодильников в 2014-м работали почти на полную катушку, если верить данным Белстата. Но эта продукция локализована, большинство комплектующих собственные, модельный ряд также оригинальный. Возможно, пора и другие отрасли переводить на аналогичные рельсы. И поддержку на рынке оказывать не кому попало, а только именно белорусским производителям, а не грубым «отверточникам». Скажем, хочешь попасть в ассортиментный перечень – подтверди, что, например, до 50% сырья и комплектующих в изделии отечественного производства. Иначе такими темпами можем превратиться в сборочный цех! Товары кругом будут вроде бы и сделаны в родном государстве, а на самом деле – сплошной импорт. Только не явный, а скрытый. И кому он нужен? Потребителю? Он нос воротит. Государству? Очень спорный вопрос. Он нужен производителям. Директорам госсобственности, чтобы писать красивые отчеты и получать высокие зарплаты. Частники просто стригут купоны. В чем тогда логика замещения?

Компетентное мнение

Заместитель председателя Белорусской науч­но-промышленной ассоциации Георгий Гриц: 

— На мой взгляд, сегодня основной вопрос не в сокращении импорта, а в глобальных цепочках добавленной стоимости. На них надо ориентироваться. Конкуренция уже идет не только по цене, но и по качеству, сервису, обслуживанию, другим факторам. Сейчас этими вопросами занялись на уровне ЕАЭС. 

У нас многие вопросы пытаются решить через преференции. Но, во-первых, не надо забывать о проблеме налогообложения и наполнения бюджета. Во-вторых, эти вопросы уже регулируются на уровне Евразийской экономической комиссии. Необходимо разрабатывать стратегию развития и отраслей, и экономики в целом. И все проекты оценивать с точки зрения не импортозамещения, а добавленной стоимости. И она необязательно может лежать в области производства, а в логистике, инжиниринговых услугах и так далее. 

На мой взгляд, на сегодняшнем этапе развития интеграционных процессов и мировой экономики в целом государству поддерживать программы по импортозамещению потребительских товаров не имеет смысла. Бизнес и производители сами должны ориентироваться. Ведь импортный товар на рынке – это уже готовый бизнес-план. Есть продукция с конкретными характеристиками, ценой, объемами сбыта. Все параметры известны. Бери и повторяй. Получается сделать конкурентоспособный аналог – великолепно. Нет – в чем смысл такого производства?

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter