В их пьянстве прошу винить

О борьбе с пьянством

Когда кто–то заводит разговор о пьянстве, курении, плохих дорогах и прочих вечных проблемах, требующих безотлагательного решения, мой мозг отказывается воспринимать информацию. То, что вечно, оно же и безлично. Далеко–далеко, как планета Мафусаил. Опустите планету вниз, ткните в нее носом, и тогда, возможно, безотлагательное решение уже не будет утопией.


В минском магазине на днях я наблюдал ситуацию из разряда именно таких — приземленных. Отрок лет 15 пытался запихнуть три полуторалитровые бутылки пива в рюкзак. Обычный зеленый рюкзак с двумя отделениями и кучей отсеков для ручек. На дне, наверное, книжки и тетрадки. Не знаю, какая из областей знаний решает задачи такого типа — о количестве бутылок, которые можно вместить в стандартный ученический ранец, но этот парень уроки явно прогуливал. «Полторашки» — постыдный символ современного пьянства — не влезали. Ученик потел, краснел, поглядывал на часы. Наконец получилось. Правда, учебники пришлось достать. И так, с книгами под мышкой и с пивом в рюкзаке, школьник зашагал по своим делам.


Пьянство, стремительно молодея, шагает по стране... Заглядывает в поселки и агрогородки, обживается в городах и деревнях. Дети–«полторашки» растут и превращаются в вялых и инертных пузачей. Это страшно. И это далеко не новость.


Сегодня много говорят о борьбе с алкоголизмом, принята госпрограмма, но пробить стену непонимания, убедив молодых людей не пить, пока не получается. Сужу по реакции в интернете на события, связанные с последним пивным запретом и его якобы неубедительных результатах.


В сети радуются: не испугаешь нас штрафами и ответственностью, мы, как подпольщики–диверсанты, спрячемся в подъезде, в лесу, затаимся на кладбище и все–таки откупорим заветную бутылку. А имена тех 80 минских смельчаков, кто все же попался в первый день действия измененного административного кодекса, возьмем на флаги и знамена. Даешь славу пивным героям!


Я не утрирую, а цитирую. Примерно так пишут даже на неофициальных форумах некоторых СШ.


Подобная реакция интернет–среды, состоящей в основном из амбициозных и неглупых молодых людей, огорчает. Оставив за скобками обиду студентов, утверждающих, что сходить в бар им не по карману, да и нет этих баров, хочется порассуждать о другом. Почему контраргументы общественности и здравого смысла вот уже который десяток лет не являются для молодежи мало–мальски значимыми? Может, снова не те аргументы?


Знакомый нарколог показал мне как–то «объяснительную», написанную одним из его пациентов. Называлась она так: «В моем пьянстве прошу винить». Малолетний алкоголик с циррозом печени по пунктам расписался в собственной никчемности. Обвинил родителей, научивших его чокаться; пивных производителей, рекламирующих свою продукцию на каждом шагу; создателей телесериалов — за безбожную эксплуатацию образа вечно пьяного героя; школу, которой безразлично, что делают ученики после занятий. Свою скромную персону не упомянул ни словом — алкоголики всегда считают себя жертвами обстоятельств.


Вместе с тем именно в этих словах, как мне кажется, нужно искать антиалкогольный рецепт. Он банален: давайте внушать легковнушаемой молодежи иные ценности, бить рекламщиков и пиарщиков их же картой! Рассказывать школьникам и студентам не только про спорт и физкультуру, а и о том, как при желании и старании заработать деньги. Вот как Максим Осипов, директор фирмы, который в свое время стал самым молодым руководителем компании — резидента Парка высоких технологий. Немало у нас таких, кому утром нужна свежая голова.


Еще вопрос. Почему у нас не «окучивают» интернет, где в основном обитают дети–«полторашки» и где безалкогольная тема вообще отсутствует? В сети сейчас очень легко сделать модным даже самое глупое увлечение. А уж про моду на трезвость при умелой раскрутке и говорить не стоит — получится. Покажите, в конце концов, не банальные лозунги вроде «пьянство вредит здоровью», а нарисуйте на баннерах отвратительный «пивной живот». Опасность материализуется, кого–то да зацепит, кто–то обязательно выбросит из рюкзака скользкую «полторашку» и возьмется за ум.


...Сегодня — пятница. «Шоферский» день. Наверное, опять будут протоколы. Чему удивляться? Изменения в административном кодексе — лишь первый шаг к кодексу трезвости.


Шагаем дальше...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter