В городе хорошо. В деревне тоже неплохо

О перетоке населения в города

На днях были объявлены предварительные результаты переписи населения. Больше всего меня зацепила такая цифра: за последние 10 лет сельчан у нас стало меньше на 5 процентов. В принципе, переток населения в города — тенденция общемировая. Однако процесс этот сложный и никак не напоминает улицу с односторонним движением.


Был недавно в Глубокском районе, видел агрогородок Марцебылино, расположенный километрах в пяти от райцентра. Его построила Глубокская птицефабрика для своих работников и для специалистов четырех присоединенных колхозов. Среди сорока живущих там семей мне встретились и бывшие горожане. Бригадир Глубокской птицефабрики Наталья Бондарь с мужем и двумя сыновьями еще несколько лет назад жила в райцентре. В однокомнатной квартире с печным отоплением, удобствами на улице. Когда ей предложили трехкомнатный дом в Марцебылино, она переехала туда без всякого сожаления. Сегодня у семьи — ванная с горячей водой, дом в морозы обогревает газовый котел. А детям как просторно! Компьютер, интернет — все в доме есть. До Глубокого автобус курсирует. Клуб и даже конноспортивная школа в Борке — все в пределах доступности. Единственное, чего, по мнению Натальи Ивановны, недостает в агрогородке, так это, пожалуй, большого продовольственного магазина. Но в город больше она не хочет. От добра добра не ищут. А на новом месте жительства — комфортные условия и достойный заработок.


Марцебылино — пример того, как грамотный менеджмент может вернуть к жизни даже, казалось бы, самые безнадежные предприятия. После объединения с птицефабрикой словно второе дыхание открылось у подшефных хозяйств. На территории бывшего СПК «Мерецкие» реконструировали животноводческий комплекс. Количество работников в цехе по переработке молока, принадлежавшего до 2008 года крестьянско–фермерскому хозяйству «Запрудское», увеличилось с 30 до 50 человек. Для сельской местности это большое предприятие!


Сегодня Глубокской птицефабрике принадлежат 7 тысяч гектаров земли и 4,5 тысячи голов крупного рогатого скота. Ее директор Эдуард Цынкевич рассказал, что все молоко перерабатывается на месте, в Запрудье. Из мяса в собственном цехе делают колбасу и пельмени. Из выращенного зерна на построенном недавно заводике делают комбикорм, которого хватает, чтобы коров и птицу обеспечить процентов на 70. Если, по словам Эдуарда Ивановича, поначалу фабрика была эдаким донором для подшефных колхозов, то сейчас все вместе они превратились в серьезное предприятие с закрытым циклом производства: сами выращивают продукцию, сами ее перерабатывают и сами продают. На фабрике и в сельском хозяйстве у Цынкевича в общей сложности трудятся 700 человек! Чтобы к нему устроиться, специалисты и рабочие в очередь выстраиваются. Механик, который буквально в день моего приезда просился на пункт технического обслуживания, вернулся в родные места из Украины. Мастер–наладчик цеха по производству комбикормов Андрей Выдрицкий еще раньше перебрался в Глубокое из Верхнедвинского района. Сейчас ждет очереди, чтобы поселиться в Марцебылино. За жильем в агрогородке — очередь: 37 семей, которые хотят здесь жить и работать. Строительство там продолжается. В ближайшие 2 года планируется сдать еще 40 новых домиков.


Конечно, от урбанизации никуда не деться. Деревни пустеют, отпуская своих детей в большие города, манящие не только яркими огнями, но и разнообразием вариантов трудоустройства. В принципе, ничего тревожного в этом нет. Во многих европейских государствах в сельском хозяйстве заняты всего 3 — 7 процентов жителей. И Беларуси вряд ли удастся остаться в стороне от этих тенденций. Механизация сельского труда и передовые технологии, активно внедряющиеся сейчас в АПК, сделают свое дело. Однако оттуда, где есть крепкие современные предприятия, достойная работа и удобное жилье, люди вряд ли будут уезжать. Скорее, наоборот. Тем более что, помимо крестьянского труда, в сельской местности есть чем заняться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter