В Эстонии сменился президент.

23 сентября прошел финальный этап выборов, победу на которых одержал Томас Хендрик Ильвес — заместитель главы комиссии по иностранным делам Европарламента, социал-демократ.

23 сентября прошел финальный этап выборов, победу на которых одержал Томас Хендрик Ильвес — заместитель главы комиссии по иностранным делам Европарламента, социал-демократ. Его кандидатуру выдвинула коалиция из четырех парламентских партий: Партия реформ, Социал-демократическая партия, Союз отечества и партия «Республика». Своего конкурента — нынешнего главу государства Арнольда Рюйтеля — Ильвес обошел всего на 12 голосов. Официально новый президент Эстонии принял присягу и вступил в должность 9 октября.

Эстония — парламентская республика, и выборы президента там поручены депутатам. Если после трех туров ни один из кандидатов не получает большинства в две трети голосов (как и произошло в ходе нынешних выборов), процедура переходит к коллегии выборщиков, в которую, помимо парламентариев, входят представители местных органов власти. Преимущество Ильвеса над его конкурентом, действующим президентом страны Арнольдом Рюйтелем, оказалось сравнительно небольшим: его поддержали 174 выборщика, оппонент получил 162 голоса. За этими событиями, тем не менее, просматриваются некие тенденции, характерные для постсоветских республик, выстраивающих свою политическую стратегию в русле западных подходов и стандартов, попавших под плотную опеку вашингтонских и брюссельских стратегических ведомств.

Первые заявления нового главы государства подтверждают это. Он пообещал вести Эстонию «в европейском направлении». Его страна, по словам Ильвеса, «должна стать мощным генератором идей в Европе». Отношения с Россией Ильвес намерен строить в полном соответствии с этой концепцией. «Если Эстония захочет изменить эти отношения, то ее путь в Москву пройдет через Брюссель», — сказал президент. Таким образом, президент дал понять, что восточная политика Эстонии – это политика Брюсселя.

Ильвес – первый эстонский президент, не владеющий русским языком, и уже третий президент постсоветского пространства не коренной житель страны. Таким образом, выбрав президентом «американца», Эстония пошла по пути своих прибалтийских соседей — Литвы и Латвии, которые возглавляют литовец из Чикаго Валдас Адамкус и экс-канадка Вайра Вике-Фрейберга.

Оппоненты обвиняли его в том, что он, как выходец из США, «не понимает, чем живут эстонцы». На этом, однако, общие тенденции не заканчиваются. Так, в ходе избирательной кампании Томасу Ильвесу пришлось усиленно отрицать свое отношение к ЦРУ и сохранение гражданства США. А мы знаем, что «тень ЦРУ» витает в самых высших эшелонах власти и в иных прозападных «посторанжевых» демократиях. 

Обратимся к краткой биографии новоиспеченного президента Эстонии. Томас Хендрик Ильвес родился 26 декабря 1953 года в Стокгольме в семье эстонцев, покинувших Эстонию при наступлении Советской армии осенью 1944 года. В шестидесятые годы семья эмигрировала в США. Ильвес окончил Колумбийский университет в 1976 году, с 1988-го по 1993 год возглавлял эстонскую редак-
цию радиостанции «Свобода». С
1993-го по 1996 год занимал объединенный пост Чрезвычайного и Полномочного Посла Эстонской Республики в США, Канаде и Мексике. Дважды возглавлял Министерство иностранных дел в составе различных политических коалиций (1996—1998 гг. и 1999—2002 гг.). В 2002—2004 гг. — депутат эстонского парламента от Партии умеренных, позднее переименованной в Социал-демократическую партию Эстонии (СДПЭ). Член правления СДПЭ. В 2004 году выбран в Европарламент, где занимает пост заместителя председателя Комиссии по иностранным делам. Женат, имеет троих детей. Владеет английским, шведским языками.

Разумеется, Ильвес является профессионалом во внешней политике и уже продемонстрировал свою гибкую, взвешенную и политкорректную позицию по отношению к весьма острым вопросам, касающимся взаимоотношений Эстонии и России. Так, он призвал эстонское руководство отказаться от политической преамбулы к пограничному договору с Россией, из-за которой в июне 2005 года было сорвано его подписание. Комментируя споры вокруг «бронзового солдата», памятника воинам-освободителям Таллина от фашистов, Ильвес высказался против того, чтобы сносить монумент (этого требовал, в частности, премьер-министр страны Андрус Ансип). В то же время Ильвес рекомендовал «изменить значение памятника» в общественном сознании эстонцев. По его словам, монумент следовало бы воспринимать, «как напоминание об аннексии Эстонии со стороны СССР». Типично американский подход к этим проблемам сквозит и в том, что новый глава государства осудил президента Арнольда Рюйтеля за отказ приехать в Москву 9 мая 2005 года на празднование Дня Победы. Эти взвешенные по форме заявления, более глобальные стратегические акценты (в отличие от прежних, достаточно этнорадикальных, компрометирующих Брюссель и Вашингтон) вовсе не исключают внешнеполитической жесткости в отстаивании теперь уже евроатлантических интересов.

Знаковым является то, что первым шагом президента Ильвеса на внешнеполитической арене станет встреча с королевой Великобритании Елизаветой Второй, которая 19 октября прибудет с визитом в Эстонию. Затем
28 ноября его ждет в Таллине встреча с президентом США Джорджем Бушем и участие в саммите НАТО в Риге. Главная задача во внутренней политике, решение которой обозначил себе президент Эстонии, — это преодоление раскола в обществе. Осуществить ее в нынешних условиях и при тех тенденциях, которые преобладают в эстонском обществе, крайне сложно, если вообще возможно. Следует иметь в виду, что даже весьма лояльные к Эстонии структуры, которые никак не обвинишь в предвзятости — Комитет  по расовой дискриминации ООН, а еще ранее Комиссия Совета Европы по борьбе с расизмом и нетерпимостью, — пришли к выводу, что Таллин по-прежнему обращает мало внимания на проблемы нацменьшинств. Выражает недоумение тот факт, что в эстонских тюрьмах подавляющее большинство заключенных составляют русскоязычные граждане страны. «Комитет озабочен тем, что лица, относящиеся к говорящим по-русски меньшинствам, представлены среди осужденных заключенных в непропорционально большом количестве», — говорится в принятом в Женеве отчете по Эстонии. Комитет также отмечает, что, несмотря на рекомендации компетентных органов, Эстония не организовала никакого специфического исследования для выяснения причин этого факта.

Международные эксперты также не раз заявляли, что Эстония недобросовестно выполняет положения Рамочной конвенции Совета Европы по защите нацменьшинств. Консультативный комитет конвенции пришел, в частности, к выводу, что в прибалтийской республике происходит социальная маргинализация русскоязычного населения. Отмечалось, что среди неэстонцев непропорционально много безработных, носителей ВИЧ-инфекции и заключенных. Исходя из вышесказанного, вполне понятны преобладающие негативные прогнозы российских политиков на перспективы российско-эстонских отношений. В концентрированном виде их можно выразить фразой председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представителя администрации Эвенкийского
АО Юрия Шарандина: «Теперь Россия просто должна понимать, что, разговаривая с Эстонией, она разговаривает с США, делать соответствующие выводы и строить свою политику исходя из этого».

Нынешнее состояние белорусско-эстонских отношений можно определить как сдержанное взаимодействие. Разумеется, политика Эстонии в отношении Беларуси будет корректироваться отношением к ней ЕС и НАТО, в состав которых недавно вошла эта республика. И тем не менее следует констатировать то, что экономические отношения между нашими странами развиваются по нарастающей, как, впрочем, и с другими демократиями Европы.

Внешняя торговля между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой достаточно диверсифицирована и представлена практически всеми группами товаров, составляющими структуру белорусского экспорта. Номенклатура товарооборота включает более 400 товарных позиций. Объем товарооборота между Беларусью и Эстонией в 2005 г. увеличился на 19,4 процента и составил 124 млн. долларов США, в том числе объем экспорта возрос на 18,3 процента и достиг 106 млн. долларов. Сохраняется положительная для Беларуси динамика роста внешнеторгового сальдо, которое достигло 88 млн. долларов. Для Республики Беларусь, не имеющей выхода к морю и обладающей открытой экономикой, Эстония представляет интерес и с точки зрения наличия развитой транзитной инфраструктуры и морских портов. За 2005 г. Эстония инвестировала в экономику Беларуси 5,8 млн. долларов США. Это дает повод для осторожного оптимизма.

Хотелось бы надеяться, что здравый смысл и прагматический взаимовыгодный подход во взаимоотношениях между нашими странами будут преобладать и в дальнейшем.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter