Что удобнее для пассажира, билетная касса или разъездной кондуктор?

В электричках не хватает кондуктора

Когда возвращалась на днях с очередного задания в Несвижском районе, ждала электричку на одном из остановочных пунктов прямо посреди леса. Смутило отсутствие кассы, хотя здание есть. Все окрашено, с крышей над головой, где можно спрятаться от дождя. Не успела посмотреть, есть ли расписание, предварительно прибегла к помощи интернета. Смущало одно: а как ехать-то, зайцем? В уме прикидывала, сколько могут выписать штрафа...


Оказалось, все намного проще и, на мой взгляд, цивилизованней: по вагонам периодически ходили кондукторы с кассовыми аппаратами, предлагая купить билет. Конечно, можно было попытаться схитрить и промолчать. Чтобы с таким же успехом нарваться позже на проверяющих контролеров?! А у тех тарифы за проезд другие. Поэтому со спокойными нервами и чистой совестью, как законопослушный гражданин, получив заветный билетик, доехала до столицы.

С таким же сервисом на железной дороге сталкивалась и по пути в Могилев, правда, минуя железнодорожный вокзал в Борисове. А вот от Минска до Борисова… Поинтересовалась как-то у попутчицы, ехавшей из столицы до остановочного пункта Пролетарская Победа, встречала ли она в вагонах кондукторов? Нет. Приведу пример. Из Жодино или Смолевичей многие добираются в Минск на работу. К ним приплюсовываются дачники, студенты и обычные пассажиры. По утрам и вечерам электрички зачастую набиты битком, люди стоят в проходах и тамбурах. На остановку нужно приходить с большим запасом времени, не всегда успеешь купить билет. Не раз наблюдала, как пассажиры заскакивают в вагон, минуя кассы. И не потому, что не хотят платить, просто не успевают. Такие зайцы обычно скапливаются в тамбурах, чтобы через окошко видеть приближение «конторы». А общение с ней может закончиться двумя вариантами: либо высадят на ближайшей станции, либо выпишут штраф, а там еще и по месту работы или учебы сообщат. В поездах городских линий наказание «весит» 0,5 базовой величины (базовая равна 25,5 рубля), на региональных линиях экономкласса, это те же электрички и дизели, — 0,7 базовой. Пассажир, если его поймает кондуктор, возмещает полную стоимость проезда плюс комиссионный сбор за оформление. На безбилетника, не имеющего при себе денег, при наличии паспорта составляют административный протокол на эту же сумму. 10 дней на обжалование и 30 дней на оплату штрафа. В случае неуплаты дело отправляют в отдел принудительного исполнения, добавляя к прежнему «приговору» две базовые величины.

Как-то заметила: в помощь хрупким и молоденьким девушкам и женщинам в униформе дают, по всей видимости, крепких мужчин, которым намного легче «оборвать уши зайцу». Одного такого нарушителя сопровождал к выходу конвой из трех человек. Пассажир эмоционально пытался оправдаться, мол, проспал и опоздал на электричку, не успел купить билет, очередь в кассу большая… Тем не менее стражи на остановочном пункте Домашаны с ним попрощались. Кстати, там некоторые электрички проскакивают мимо, поэтому неизвестно, когда мужчина уехал.

Специалисты БЖД пояснили: разъездные билетные кассиры предусмотрены в поездах, где по ходу движения есть остановочные пункты, но нет касс. Многое зависит от пассажиропотока. На линии Минск — Борисов, например, на каждой остановке или станции можно купить проездной документ. И вводить единицу кондуктора нецелесообразно. Понимаю, это дополнительная трата для железной дороги, к тому же работник должен целый день сопровождать один поезд. Но попробую посмотреть иначе на эту проблему, а я считаю это определенной проблемой. Халявщиков однозначно нужно наказывать, это не оспаривается. Но мы сталкиваемся с разными жизненными ситуациями. Почему не дать возможность человеку оплатить, скажем так, со второй попытки? Не готов или не хочет? Вопросов нет — штрафуйте или высаживайте. Конечно, если пассажиропоток больше, то и вероятность нарушений увеличивается в разы, есть кого ловить и кого штрафовать. И потом, в тех же Домашанах, где очень много дачных участков, наверняка было бы проще сесть в электричку и рассчитаться за проезд, чем стоять на улице в очереди в кассу. И не лучше ли заменить постоянного кассира, сидящего в «глухомани», тем же разъездным?

Мы все время движемся вперед. Еще лет 10 назад сложно было представить, что по мобильному приложению можно будет забронировать место в автобусе или поезде, рассчитаться за поездку, не выходя из дома. Или в городском транспорте приложить пластиковый проездной либо банковскую карточку к валидатору, оплатив проезд. Возможно, в ближайшем будущем такие «кондукторы» появятся и в обычных электричках, тогда не нужны будут дополнительные работники.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter