В эфире - весь мир

Сегодняшнее радио — это по–прежнему один из самых массовых источников информации

7 мая 1895 года Александр Попов явил миру первый радиоприемник, однако лишь полвека спустя, в 1945 году, когда существование радио признали не последним фактом в победе над фашизмом, эта дата стала ежегодным праздником — Днем радио... Сегодняшнее радио — это по–прежнему один из самых массовых источников информации и актуальная часть нашей жизни, надежное, яркое, мобильное, динамичное средство связи с миром и друг другом, мудрый советчик, психотерапевт и гарант хорошего настроения. И, пожалуй, уже не только сотрудники радиостанций считают 7 мая особенной датой в календаре... Впрочем, День радио — далеко не единственный повод для встречи с первым заместителем председателя Белтелерадиокомпании Александром Саламахой.


— Александр Петрович, когда так стремительно развиваются всевозможные средства коммуникации — Интернет, телевизионная и видеоиндустрия, — насколько остро ощущается конкуренция с новыми и традиционными медиа, какое влияние оказывают эти процессы на радио?


— На мой взгляд, речь идет не столько о конкуренции, сколько о взаимодополнении. Все наши каналы уже давно освоили интернет–эфир. Именно всемирная сеть дала нам возможность охватить вещанием всю планету, позволила общаться со слушателями в самых удаленных уголках земли. Естественно, сегодня радио больше не является информационным монополистом, как это было в середине прошлого столетия. Но и сейчас его перспективы очевидны как с технической, так и с информационной точки зрения. Это и доступность, и оперативность, и новые технологии. Кстати, в последнее десятилетие, именно в эпоху бурного развития Интернета, в стране появилось немало новых FM–станций, развивается интернет–радио... Так что тема конкуренции давно пройдена. К слову, вспомните — когда появилось телевидение, предрекали смерть кино и театру, появился Интернет — заговорили об интернетизации не только всех видов СМИ, но и литературы. Однако время идет, а каждый из этих сегментов только обогащается — благодаря техническому прогрессу. Да и страна выигрывает от того, что наши каналы вещают в интернет–пространстве. Одновременно обилие телеканалов и интернет–ресурсов стало стимулом для своего рода ренессанса белорусского радио. В течение последних пяти лет мы практически удвоили объемы вещания, создали канал «Культура», на радиостанции «Беларусь» открыли вещание на польском языке, значительно увеличили объемы вещания на английском и немецком...


Словом, современное Белорусское радио — это мощнейший информационный ресурс. Наши пять каналов вещают 114 часов в сутки, а наш технический и творческий уровень соответствует, как говорится, всем европейским требованиям.


К тому же мы всегда подчеркиваем, что Белорусское радио, которое, кстати, в будущем году отметит свой 85–летний юбилей, — народное во всех смыслах этого слова. Сохраняя традиции академического радио, мы работаем для слушателей всех возрастов, во всех жанрах, преследуя при этом не коммерческий интерес, а решая государственные задачи по информированию граждан, пропагандируя нашу идеологию, богатейшую культуру, популяризируя белорусский язык...


И в мировом эфире Белорусское радио представляет нашу страну, рассказывает о нашей политике, жизни, культуре, о том, что объединяет Беларусь с миром. Мы не обсуждаем с нашими слушателями в Германии, Англии или США их проблемы. Проблемы были и есть везде, но каждая страна их решает самостоятельно, сама делает свой выбор. Именно благодаря такому тону Белорусское радио не просто слушаемо, но и уважаемо в мире. Подтверждением этому является наше активное и давнее сотрудничество с партнерами по Европейскому вещательному союзу, который объединяет радиокомпании не только Европы, но и многих стран Азии и Африки. Мы регулярно представляем в ЕВС не только музыкальные программы, но и свой информационный продукт. Спрос на информацию о Беларуси из первых уст огромен! Программы радиостанции «Беларусь», к примеру, «скачиваются» и используются многими компаниями. Кроме этого, наша информация распространяется через радиостанции Германии, России, через регулярные радиомосты с коллегами из США, стран СНГ... Кстати, как раз сейчас готовятся дни Беларуси на украинском радио, приуроченные к 65–й годовщине освобождения нашей страны от немецко–фашистских захватчиков.


— Есть ли у Белорусского радио планы по расширению зоны вещания за рубежом?


— Такие планы есть, и они целенаправленно и успешно реализуются. Уже сегодня радиостанция «Беларусь» круглосуточно вещает на пяти языках, ведется отдельное интернет–вещание на английском языке. Кроме того, программы этой радиостанции недавно стали распространяться на белорусском, русском и польском языках в FМ–диапазоне в приграничных районах Литвы, Латвии и Польши. Мы постоянно расширяем сеть своих передатчиков и активно обмениваемся программами с зарубежными партнерами... Возможно, в скором времени появится вещание еще на одном из иностранных языков. Все технические и творческие возможности для этого у нас имеются.


— Но такому масштабному, современному радио нужны соответствующие кадры...


— Самые востребованные профессии — журналисты, звукорежиссеры, политологи, музыковеды и музыканты — пополняют наш коллектив ежегодно. У нас давние и плодотворные отношения с Институтом журналистики БГУ, Академией управления при Президенте Республики Беларусь, академией музыки, Белорусским государственным университетом культуры и искусств. При этом по распределению к нам приходят не просто лучшие выпускники, а прежде всего те, кто уже показал себя на Белорусском радио во время практики, постоянного сотрудничества. Можно с отличием пройти вузовский курс журналистики, однако без практики красный диплом нас не вполне устраивает. Поэтому многие наши опытные сотрудники преподают в Институте журналистики БГУ, ведут курсы журналистского мастерства, руководят написанием курсовых и дипломных работ.


— Первый Национальный канал Белорусского радио традиционно ассоциируется с проводной сетью, хотя работает в разных диапазонах и в Интернете. Вероятно, активное жилищное строительство с каждым годом серьезно увеличивает количество его аудитории...


— Вопросы радиофикации — услуга, которую оказывает населению Министерство связи... Однако мы обратили внимание на непонятную тенденцию сокращения количества радиоточек при существенном росте объемов строительства жилья. Как известно, в ряде стран мира проводное или кабельное радиовещание имеет достаточно широкое распространение и значение его растет. У России, к примеру, есть концепция развития проводного вещания до 2010 года, в соответствии с ней наши соседи уже ведут работу по интеграции сетей радио с Интернетом, обновляют сельские радиосети, расширяют перечень услуг по передаче данных, по доведению информации коммунальным службам... Проводное вещание существует в Англии, Австрии, Германии. В Италии и Швейцарии есть опыт создания системы многопрограммного проводного вещания по телефонным сетям. Где–то этот вид вещания носит преимущественно общественный характер, даже если оно осуществляется полугосударственными организациями типа итальянской RAI, BBC — в Великобритании или ОRTF — во Франции...


В свое время Глава нашего государства лично вмешался в этот вопрос, в стране остановили разрушение проводной сети, были приняты соответствующие решения. Но сейчас, очевидно, пришло время еще раз напомнить о важности такого вида вещания, как проводная сеть.


— Можете представить примерный портрет своего слушателя, знаете, какое количество людей предпочитает каналы Белорусского радио другим станциям?


— Прекрасно представляем, тем более что «писать» этот портрет нам периодически помогают как Институт социологии НАН Беларуси, так и несколько негосударственных социологических лабораторий. Возраст слушателей Белорусского радио — от 15 до 60 лет и старше. У главного — Первого Национального канала — наиболее широкая возрастная аудитория, так как именно в его эфире представлены программы для всех: современная и академическая музыка разных стилей, литература и радиопостановки, дискуссионные политические проекты и программы для ветеранов, ежедневные передачи для домохозяек, детей и молодежи. Кстати, приятно отметить, что в последнее время этот канал становится все более популярным в возрастной группе 18 — 45 лет, то есть среди экономически активного населения.


Аудитория радиостанций «Радиус–FМ» и «Сталiца» в основном более молодая, передачи канала «Культура» имеют своих постоянных поклонников разных возрастов. К слову, одной из задач этого, во многом уникального канала является привлечение именно молодежной аудитории к настоящей белорусской и мировой культуре, поэтому в текущем сезоне в его эфире появилось так много программ именно для молодых.


Что же касается количества, только в FМ–диапазоне в столице и регионах нам отдают предпочтение от 30 до 50 и более процентов слушателей. А ведь есть еще проводная сеть и сеть трехпрограммных приемников, по которым на всю страну транслируются Первый канал, «Культура» и «Сталiца»!


Регулярный социологический мониторинг позволяет нам не только видеть самые рейтинговые временные отрезки в эфире, но и анализировать интерес аудитории к каждой конкретной программе. В сочетании с письмами и интерактивными звонками это позволяет эффективно использовать мнение слушателей при планировании каждого нового вещательного сезона. Наполнение эфира конкретными передачами ежегодно обновляется на 20 — 30 процентов. Скажем, особенности текущего сезона — это множество программ по тематике Года родной земли, реализации директив Главы государства и важнейших государственных программ. К 65–летию освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков на Первом Национальном канале выходит цикл документально–публицистических программ «Эпизоды Великой войны» с участием ветеранов, бывших партизан и подпольщиков, узников концлагерей, которые делятся воспоминаниями о героических событиях 1941 — 1945 годов. В программе звучат материалы, подготовленные известным белорусским журналистом Яковом Иосифовичем Качаном, который в годы войны был корреспондентом газеты «Савецкая Беларусь»... В проекте «Исторический портрет» рассказывается о легендарных личностях, полководцах, проявивших себя при освобождении Беларуси. Программа «Помни имя свое...» посвящена судьбам воинов–освободителей и жителей оккупированной Беларуси, узников концлагерей. А буквально несколько недель назад наши слушатели предложили подготовить цикл программ о памятных местах и памятниках, посвященных героическому прошлому нашего народа...


— За свои без малого 84 года Белорусское радио собрало солидный фонд записей с голосами наших знаменитых поэтов и писателей, участников войны, оригинальных музыкальных произведений... Как они сохраняются?


— Фонды наши не только солидны, но и уникальны! Белорусское радио никогда не было «однодневкой». Записи прекрасной музыки и песен, радиоспектаклей и литературных программ, сделанных 50 – 30 – 10 лет назад, востребованны и теперь, активно используются в эфире Первого канала и особенно — канала «Культура». К ним обращаются исследователи, радиожурналисты, музыканты, музейные работники... Однако сохранять фонды — хлопотное и дорогостоящее дело, ведь магнитные пленки хранятся примерно так же, как сокровища музеев. Поэтому у нас существует специальная структура по перезаписи фондов на современные носители, по восстановлению качества записей, которым много десятков лет. При этом практически еженедельно фонды радио пополняются новыми произведениями, лучшими передачами с участием известных людей, радиоверсиями музыкальных и литературных произведений. Скажем, сейчас готовится новая программа нашего симфонического оркестра к 65–летию освобождения Беларуси. К этой дате мы приурочили и ряд премьер радиоспектаклей, в том числе по произведениям Василя Быкова и Алексея Дударева... Одновременно ведем записи всех серьезных концертов в стране — и отечественных, и зарубежных исполнителей. Активно сотрудничаем с музыкальными коллективами Белтелерадиокомпании — не только с симфоническим оркестром, но и академическим хором, ансамблем народной музыки «Бяседа» и хором «Голос детства». В стране много талантливых композиторов, музыкантов, исполнителей и коллективов, важно все лучшее сохранить для будущих поколений слушателей... Несколько лет в Доме радио проводилась серьезная реконструкция концертных и литературно–драматических студий, сейчас идет монтаж специального оборудования, так что наши фонды будут пополняться еще активнее.


— Бесспорно, Белорусское радио развивается весьма активно, о чем свидетельствует и недавняя новость о том, что ваши каналы расширяют спектр интерактивных услуг — появились SMS–номера для связи со слушателями. Как ваша аудитория оценила такую возможность связи?


— Ежедневно мы получаем сотни писем и звонков. SMS–сообщения позволили еще больше расширить нашу аудиторию и сделать контакты со слушателями проще. На наших каналах ежедневно выходят десятки программ с участием известных политиков и политологов, ученых и популярных артистов, звучат поздравительные передачи и программы–дискуссии. Теперь практически каждый может стать участником популярной передачи, задать волнующий его вопрос, высказать свое мнение по актуальной теме, попробовать свои силы в радиовикторине, передать поздравление, услышать любимую мелодию. И «SMS–активность» слушателей говорит о весьма высокой оценке такого вида коммуникации.


Осваиваем и интернет–аудиторию. Для обратной связи с пользователями всемирной сети реализуется интерактивный проект «Радио.by», в котором наши онлайн-слушатели оставляют свои электронные письма, высказывают мнения и пожелания, подсказывают темы для новых передач. К слову, среди наиболее активных интернет–слушателей Белорусского радио за рубежом — жители Германии, Бельгии, Украины, России, США, Польши, Голландии, Канады, Израиля...


— Большинство программ Белорусского радио хорошо известны, голоса любимых ведущих и героев передач узнаваемы... Не пора ли вслед за кино и телевидением учреждать профессиональную «радийную» премию?


— Возможно, о такой премии следует подумать, однако премий и наград наши работники имеют, наверное, ничуть не меньше своих коллег. Наши каналы — постоянные победители национального конкурса «Брэнд года», причем в самых ценных для нас номинациях: потребительской, где пальму первенства присуждают слушатели, и в профессиональных, когда нашу работу оценивают специалисты. Скажем, по итогам 2008 года Первый Национальный канал Белорусского радио был награжден золотой медалью в номинации «Брэнд–Спадчына». Международное жюри, в состав которого вошли известные эксперты в области маркетинга, брэнд–менеджмента, рекламы и коммуникаций из Беларуси, Украины и России, высоко отметило деятельность канала по продвижению интересов страны в международном медиа–пространстве, сохранению и приумножению национального наследия, формированию чувства патриотизма и любви к родной земле, воспитанию молодого поколения на лучших образцах белорусской культуры. Особо отметили и работу канала по пропаганде белорусского искусства и языка, а также вклад в укрепление дружеских межгосударственных отношений. А реализация новой маркетинговой стратегии развития и продвижения канала на медиа–рынке была награждена бронзовой медалью в профессиональной номинации «Средства массовой информации»...


Ежегодно лавры достаются нашим работникам и в конкурсах Белорусского союза журналистов, а также в конкурсах, которые проводят различные министерства и ведомства. Наши программы постоянно принимают участие в международных фестивалях радио в различных странах мира. С многочисленными же коммерческими станциями страны мы, как известно, давно распределили места и в рейтингах, и в профессиональном мастерстве...


Беседовала Раиса ЗАХАРОВА, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter