В домах-интернатах психоневрологического профиля Витебской области стали внедрять шведский опыт проживания и реабилитации

В доме и стены помогают

У пожилых новое правило: быть активнее молодых. Так соцучреждения страны пытаются изменить прежние подходы к своим подопечным. Новатором в этом стала Витебская область. Здесь впервые в домах-интернатах психоневрологического профиля стали внедрять шведский опыт проживания и реабилитации. Корреспондент «Р» выяснила подробности.



Заглядываем в Луначарский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов. Это, между прочим, один из самых современных интернатов такого профиля. Во дворе одни постояльцы, пользуясь хорошей погодой, катаются на велосипедах, другие — занимаются скандинавской ходьбой, третьи — играют в теннис и ножные шашки. Некоторые заняли лежаки под крышей. 

В доме-интернате  проживает более 400 человек. И свободных мест практически не бывает. В четырех отделениях находятся больные на постельном, круглосуточном, сопровождаемом и свободном режиме проживания. 

— В последние годы мы внедрили инновационные формы работы, направленные на индивидуальную реабилитацию проживающих, — директор дома-интерната Ольга Людская устраивает мини-экскурсию.   
— Так, у нас появились различные комнаты для занятий и досуга постояльцев. Кабинет ЛФК – один из любимых у бабушек и дедушек. К сожалению, одного инструктора-методиста по физреабилитации мало, поэтому к физкультуре привлекают весь персонал и волонтеров. Проводят здесь и мастер-классы по интеграционной гимнастике. Постояльцев обучают релаксационной, ритмической гимнастике, игровым моментам, которые способны повысить активность людей, поддержать функциональные возможности организма, учитывая физическое состояние и предпочтения проживающих.  

Есть в интернате и комнаты для релаксации. Постояльцы могут под звуки моря насладиться массажером для ног. Недавно появилась танцевальная комната. «Подсмотрели» сотрудники интерната у шведов и внедрили у себя еще один кабинет, где можно пройтись по гальке для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, потом по песку, а затем полежать в бассейне с шариками. Замысел таков: каждый уголок здания имеет терапевтический уклон. Даже размещенные на стенах картины, например, изображения Полоцкого собора или Эйфелевой башни, появились не случайно: постояльцы должны тренировать глаза, смотря снизу вверх и обратно. 

Интересно, что в интернате многие из проживающих работают. Это, кстати, и есть новый метод в белорусско-шведском проекте – интеграция людей в общество, дальнейшая социализация. Так, постояльцы отделения сопровождаемого проживания осваивают трудотерапию в учебных классах. Каждый месяц они пробуют себя в новой сфере: швейной, уборочной, животноводческой, прачечной, растениеводческой, садоводческой, тепличной, столярной... За работу получают «бонусы» — своеобразную местную валюту. За эти «деньги» могут купить что-нибудь вкусное в местном магазине. Да чего уж там! В интернате они сами себе готовят попкорн и сладкую вату. А что скажете про работу постояльцев в фитобаре? Или про трудотерапию на свежем воздухе? В интернате пять теплиц по 128 квадратных метров. 

— Весной мы делаем грядки, садим все, потом колышки ставим, — смущенно показывает свои владения Аркадий, который, по словам сотрудников интерната, очень хозяйственный. — Вот мы недавно посадили бергамот, мелиссу, душицу и котовник… 

Важный момент в лечении — творческое развитие личности, социально-культурная реабилитация. Многие с удовольствием занимаются в кукольном театре, вокально-хоровых группах, танцевальных ансамблях, оркестре, вышивают иконы, кроят одежду,  изготавливают детскую мебель, валенки, тапочки.

Практикуют в доме-интернате иппотерапию – лечебную верховую езду на лошади. 

— Видно, что после таких занятий пациенты эмоционально чувствуют себя «на коне», — инструктор Ольга Аверьянова показывает на девушку, которая выполняет физические упражнения для спины и рук, держась за лошадь лишь ногами. 

Любопытная деталь: Витебский и Полоцкий госуниверситеты провели исследование. Оказалось, за 6 месяцев внедрения шведской системы в Луначарском доме-интернате  80% пациентов, которые не могли самостоятельно завязать шнурок, научились этому. И хотят идти в развитии дальше. Услуга сопровождаемого проживания позволила инвалидам стать более самостоятельными и уверенными в себе. Не этого ли добиваются как постояльцы, так и врачи во всех психоневрологических домах-интернатах страны? Может, пора перенять успешный опыт? 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр РУМАК, заместитель министра труда и социальной защиты:

— В этом году завершается реализация комплексной  программы развития социального обслуживания по всем регионам. На примере Витебской области мы убеждаемся, что бюджетные вложения оправданы: обеспечено комфортное  проживание, полноценное и разнообразное питание. Время двигаться дальше. Не буду скрывать,  впечатления от работы области только хорошие. Когда мы в министерстве читаем отчеты из других областей, за цифрами не всегда видим реальную работу. А здесь, в Луначарском, социальная работа не идет, она кипит. Многим руководителям и специалистам, которые занимаются социальными вопросами, есть чему поучиться. Однако проблемы все же есть. Главная из них — минимальное использование научного подхода в организации управления учреждением в сфере социального обслуживания. Нам необходимо тесное сотрудничество государственных и частных организаций, нужны совместные наработки методических рекомендаций, чтобы усовершенствовать работу домов-интернатов по всей стране.

Фото автора

alinakasel@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter