В Германии Недели братства, организованные советом обществ христианско-еврейского сотрудничества, проходят уже более 60 лет. На их открытии вручают медаль Бубера-Розенцвейга за христианско-иудейское взаимопонимание. Это торжество освещается телевидением, поддерживается государством. Оно предусматривает встречи и общение священников церквей и раввинов синагог.
В нашей стране тоже созданы все возможности для диалога между христианами и иудеями, организуются различные мероприятия, встречи. Но всегда есть чему поучиться. Что из того, что успешно уже многие годы в Германии, может быть актуально для нас? Каким должен быть официальный характер диалога? По мнению раввина Брандта, одно из направлений такого диалога — борьба с антиеврейскими позициями, которых, увы, хватает в нашем мире.
А вопрос для делегации из Минска на этой неделе и в том, какова роль известного философа Мартина Бубера в диалоге, ведь в его честь и в честь Розенцвейга учреждена медаль для тех, кто оказался лучшим в межконфессиональном диалоге. Медаль за “понимание различий и продвижение общих целей” — очень важная награда.
В нашем мире, где столь много кровопролития из-за невозможности договориться, неясности планов и порой угасания надежды и веры, не лишним было бы вернуться к философии Бубера. Он родился в Вене, детство провел во Львове, учился в Германии, преподавал в разных странах, включая Израиль. В своей работе “Я и ты”, написанной в 1923 году, Бубер останавливался на трех сферах в мире отношений: жизни с природой, жизни с людьми и жизни с духовными сущностями. Для него крайне важен выход из миросозерцания одиночки. В своем диалоге с Бердяевым он подчеркивал необходимость для человека выйти за пределы обособленности. Одновременно и русского философа Николая Бердяева, и немецких философов еврейского происхождения Мартина Бубера и Франца Розенцвейга интересовал вопрос “помрачения веры” и возращения человека к Всевышнему.
Нужно ли быть в какой-то степени философом, чтобы вести диалог о разных религиях и духовности? Как нужно поощрять тех, кто развивает межконфессиональный диалог? Эти и многие другие вопросы не имеют однозначного ответа. Но важно помнить, что диалог — это не просто беседа или урок. Принимая во внимание различия во мнениях, стремясь к истине, мы учимся слышать друг друга, обходя конфликты и веря во Всевышнего и взаимопонимание.
Раввин Григорий Абрамович