В диалоге рождается истина

Диалог. Каждый знает это слово, но мало кто до конца осознает глубину этого понятия
Диалог. Каждый знает это слово, но мало кто до конца осознает глубину этого понятия. По мнению раввина Генри Брандта из Германии, диалог — это больше чем беседа, так как любой диалог предполагает наличие знаний друг о друге. На прошлой и этой неделе группа из тринадцати представителей православной, католической, протестантской и еврейской общин Беларуси побывала в немецких городах Людвигсхафене и Мюнстере. Она приняла участие в Неделе братства.

В Германии Недели братства, организованные советом обществ христианско-еврейского сотрудничества, проходят уже более 60 лет. На их открытии вручают медаль Бубера-Розенцвейга за христианско-иудейское взаимопонимание. Это торжество освещается телевидением, поддерживается государством. Оно предусматривает встречи и общение священников церквей и раввинов синагог.

В нашей стране тоже созданы все возможности для диалога между христианами и иудеями, организуются различные мероприятия, встречи. Но всегда есть чему поучиться. Что из того, что успешно уже многие годы в Германии, может быть актуально для нас? Каким должен быть официальный характер диалога? По мнению раввина Брандта, одно из направлений такого диалога — борьба с антиеврейскими позициями, которых, увы, хватает в нашем мире.

А вопрос для делегации из Минска на этой неделе и в том, какова роль известного философа Мартина Бубера в диалоге, ведь в его честь и в честь Розенцвейга учреждена медаль для тех, кто оказался лучшим в межконфессиональном диалоге. Медаль за “понимание различий и продвижение общих целей” — очень важная награда.

В нашем мире, где столь много кровопролития из-за невозможности договориться, неясности планов и порой угасания надежды и веры, не лишним было бы вернуться к философии Бубера. Он родился в Вене, детство провел во Львове, учился в Германии, преподавал в разных странах, включая Израиль. В своей работе “Я и ты”, написанной в 1923 году, Бубер останавливался на трех сферах в мире отношений: жизни с природой, жизни с людьми и жизни с духовными сущностями. Для него крайне важен выход из миросозерцания одиночки. В своем диалоге с Бердяевым он подчеркивал необходимость для человека выйти за пределы обособленности. Одновременно и русского философа Николая Бердяева, и немецких философов еврейского происхождения Мартина Бубера и Франца Розенцвейга интересовал вопрос “помрачения веры” и возращения человека к Всевышнему.

Нужно ли быть в какой-то степени философом, чтобы вести диалог о разных религиях и духовности? Как нужно поощрять тех, кто развивает межконфессиональный диалог? Эти и многие другие вопросы не имеют однозначного ответа. Но важно помнить, что диалог — это не просто беседа или урок. Принимая во внимание различия во мнениях, стремясь к истине, мы учимся слышать друг друга, обходя конфликты и веря во Всевышнего и взаимопонимание.

Раввин Григорий Абрамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter