В Белорусской филармонии состоялась презентация диска «Симфоническая музыка Беларуси»

Это совместный проект Белорусского союза композиторов и Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, – рассказывает руководитель проекта, председатель Правления Белорусского союза композиторов Виктор Кистень, – поэтому вполне естественно и логично, что его презентация была приурочена к открытию филармонического сезона.


На диске записано десять произведений белорусских композиторов-классиков – от Богатырева до Кузнецова. Четыре из них с успехом прозвучали 2 марта 2019 года в гала-концерте в филармонии в честь празднования 85-летия Белорусского Союза композиторов.

Возникла идея, что эту программу нужно каким-то образом увековечить, ведь оркестр работал от души, – поясняет Виктор Кистень. – Были отобраны произведения, адресованные широкой аудитории, которые хочется слушать снова и снова. 

Это два отрывка из балетов Евгения Глебова – «Фландрия» из «Тиля Уленшпигеля» и «Адажио Принца и Розы» из «Маленького принца». Кстати, лишь немногие знают, что восхитительную мелодию адажио, знакомую ныне любому белорусу, композитор изначально сочинил для фильма Валерия Рубинчика «Дикая охота короля Стаха».
Для кино был написан и Концертный вальс Владимира Солтана. Композитор сочинил его буквально на ходу по просьбе режиссера Владимира Орлова, который как раз искал автора музыки для 33-серийного телевизионного фильма «Проклятый уютный дом». Эта берущая за душу мелодия cтала его лейтмотивом.


Среди самых ярких произведений на диске – "Вальс Нины" из музыки к драме «Маскарад», написанный Анатолием Богатыревым в 1966 году для одноименного спектакля в Русском театре имени Горького. Сам спектакль, поставленный заслуженным деятелем искусств РСФСР Михайловым с участием таких корифеев, как Ростислав Янковский, Людмила Былинская и Александра Климова, давно стал достоянием истории, а музыка Богатырева живет и волнует ничуть не меньше, чем знаменитый "Вальс" Хачатуряна.
Особым чувством проникнута и «Ностальгия» Дмитрия Смольского.

Это основная тема моей Первой симфонии, которая была написана в 1961 году, – вспоминал композитор на встрече со студентами и преподавателями Минского музыкального колледжа за год до своей кончины. – Исполнял ее дирижер Мнацаканов. На протяжении всей моей жизни она у меня все время звучит, и я решил спустя 55 лет сделать из нее отдельную пьесу.

В последние годы все чаще и чаще исполняется Ария для скрипки Льва Абелиовича, посвященная теме Холокоста. Заслуженная артистка Республики Беларусь скрипачка Юлия Стефанович исполняет ее проникновенно, чисто и строго, я бы сказала, жертвенно. 


А вот Концерт для двух фортепиано с оркестром Генриха Вагнера, написанный в 1988 году и посвященный замечательному семейному дуэту Игорь Оловников – Наталья Тащилина, с момента своей премьеры ни разу не звучал и не был записан, хотя это первый двойной концерт в истории белорусской музыки. Опять-таки немногие знают, что в 1940-е годы Генрих Вагнер выступал как джазовый пианист, в составе фронтовой бригады сотрудничал с Леонидом Утесовым и аккомпанировал его дочери Эдит. Позже, в эпоху борьбы с «космополитизмом» и джазом об этом увлечении пришлось забыть, а в концерте для двух фортепиано оно воскресает с новой силой.

Любопытно, что двойной концерт Генриха Вагнера в исполнении фортепианного дуэта Натальи Котовой-Громовой и Валерия Боровикова был записан 28 ноября 2019 года – двумя днями ранее, чем он прозвучал в гала-концерте фестиваля Duettissimo-2019 под управлением дирижера Юрия Караваева.

Остальные произведения на диске были записаны народным артистом Беларуси Александром Анисимовым 30–31 октября 2019 года. Сюда вошли и репертуарные хиты Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, не звучавшие в концерте Союза композиторов, но знакомые слушателям по обычным концертным программам: адажио из балетов «Клеопатра» Вячеслава Кузнецова и «Последний Инка» Сергея Кортеса, баркарола из симфонии-балета Андрея Мдивани «Рафаэль». К слову, ни один из этих балетов никогда не шел в Большом театре Беларуси.


Все записи сделаны в акустике Большого концертного зала Белорусской филармонии.

Но это записи, сделанные конкретно для диска, – с дублями, со всем монтажом, который присущ студийным работам, – заверяет Виктор Кистень. – Основная идея – двигать белорусскую музыку в массы. С этой целью мы сделали 24-страничный буклет, чтобы интересующиеся музыкой могли прочитать о каждом произведении.

В Белорусском союзе композиторов подчеркивают, что этот диск – первый, проект будет продолжаться, а все событие в целом можно назвать беспрецедентным для Беларуси.

Тут такая матерая классика! – улыбается Виктор Кистень. 

А ведь есть еще Чуркин, Аладов, Тикоцкий, Туренков. Есть несправедливо забытые произведения у самых популярных наших композиторов. Все это должно быть доступно для народа, ведь народ и есть главный носитель и потребитель культуры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter