В Беларуси легализовали параллельный импорт. К чему это приведет – отвечает эксперт

Беларусь легализовала параллельный импорт критически важных товаров. Новый закон «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» позволяет значительно упростить импорт продукции и технологий, которые государства коллективного Запада запретили к ввозу в нашу страну. Отныне это можно делать без согласия производителя или правообладателя. В эфире программы «Точка зрения» на ОНТ экономический аналитик Георгий Гриц рассказал, почему параллельный импорт разрешают все больше стран и как это влияет на конечную стоимость товаров.

Скриншот из видео

По словам эксперта, данные условия торговли существуют в целом ряде стран: США, Сингапур, Южная Корея, Китай:

- Принятые нормы позволят обойти запрет зарубежных компаний на поставку критически важной продукции для нашего внутреннего рынка. Простым языком, можно обрисовать ситуацию следующим образом: если компания ушла с рынка, то ее продукцию можно купить в третьей стране и потом поставить на наш внутренний рынок с последующей продажей. 

Эксперт рассказал об особенностях нового закона и его отличиях от аналогичного нормативного акта России:

- Во-первых, решение о принятии этого закона не простое, однако в условиях санкционного давления фактически безальтернативное. Тем более, что правительство России еще в марте прошлого года подписала аналогичный закон и фактически 300 позиций из списка так называемого критического импорта спокойно могли быть распространены на всем таможенном пространстве ЕврАзЭс, включая и Беларусь. Во-вторых, в течении ближайших двух месяцев белорусское правительство утвердит списки для параллельного импорта. Сегодня уже ясны критерии, по которым будут выделяться товары. Они должны быть критически важны внутреннего рынка Беларуси.

Специалист добавил, что параллельный импорт не предполагает контрафактной продукции:

- Товар должен быть оригинальным, произведен на официальных фабриках и предприятиях, а не на подпольных, и при поставке должен пройти стандартные процедуры, как таможенные чистки, так и в соответствии своим потребительским и техническим характеристикам. К слову, новый подход отличается только одним – не требуется согласие правообладателя данной продукции. В-четвертых, белорусский нормативный акт отличается от российского тем, что он предусматривает оплату за использование интеллектуальной собственности. Другое дело, что оплата будет происходить в белорусских рублях, накапливаться будет на счетах патентного органа и храниться до тез пор пока правообладатель не потребует взаиморасчет. В-пятых, включение посредников в логистической цепочке объективно вызывает стоимость поставки продукции. По российскому опыту, эта сумма составляет порядка 10%. 

Георгий Гриц подчеркнул, что у зарубежных компаний, особенно брендовых, есть собственная сбытовая политика:

- И цена на их продукцию резко, достаточно существенно отличается в зависимости от стран и регионов. С этой точки зрения, не исключается тот случай, что продукцию в третьей стране можно будет купить по более дешевым ценам, чем даже до введения досанкционных мер. Таким образом, белорусские потребители предприятий даже могут получить определенную выгоду.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter