Впервые за несколько лет аграрные вузы сумели в основной прием документов набрать абитуриентов

В аграрные вузы пришли мотивированные студенты

Впервые за несколько лет аграрные вузы сумели в основной прием документов набрать абитуриентов. Вакантных мест, в отличие от вступительных кампаний двух предыдущих лет, не осталось. Дополнительный набор не объявлен. И это при том, что ни количество абитуриентов, ни контрольные цифры приема за последние годы существенно не изменились. О чем это свидетельствует?

О том, что аграрные вузы пополняются мотивированными студентами. Конечно, рано отрицать тот факт, что в них отчасти  поступают по остаточному принципу. Но тех, кто целенаправленно идет за высшим аграрным образованием, объективно стало больше. Следовательно, престиж профессий этого  профиля укрепляется, растет. К сожалению, о недюжинном интересе к ним говорить пока не приходится: средний конкурс по аграрным вузам — 1,4 человека на место, астрономической конкуренции нет.

Но сейчас университетам хотя бы не пришлось, что называется, скрести «по сусекам» и чуть ли не за уши тащить владельцев сертификатов в приемные комиссии. Хорошо помню, как в 2014 году, когда в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии после основного приема осталось 362 вакантных места,  работникам приемной комиссии пришлось даже обзванивать абитуриентов, ранее выражавших желание поступать в аграрный вуз. Сейчас они пошли сами. Лед тронулся.

Полагаю, на хорошую  динамику вступительного  процесса повлияли несколько моментов. К примеру, тот, что вузы пересмотрели механизм приема и сделали его более гибким: принимали документы не по одной специальности, а по их группам. В зависимости от личных предпочтений, каждый абитуриент указывал, на какую хотел бы быть зачисленным в первую очередь. Если баллов не хватало, его могли рассматривать для участия в конкурсе по второй, третьей и так далее. Мобильность пошла на пользу: в приемной комиссии оперативно могли сориентироваться, чтобы не упустить абитуриента, принесшего документы в аграрный вуз. Именно это главное. Если абитуриент пришел в вуз, значит, его заинтересовали, профессионально сориентировали.

Профориентация... Признаюсь, лично мне это понятие до недавнего времени казалось каким-то эфемерным. Представить себе, какая работа стоит за этим сложным процессом, неспециалисту в сфере образования сложно. Задача: всеми возможными способами заинтересовать абитуриентов в получении аграрного образования. А потому фактически за каждым специалистом вуза был закреплен куст школ в том или ином районе. Тематическая «обработка» старшеклассников не ограничилась лишь сухой рекламой альма-матер. Экскурсии на поля, фермы, мастерские, возможность подзаработать, будучи школьником... В профориентацию все больше стали вовлекать руководителей и специалистов хозяйств, которые, по сути, кровно должны быть заинтересованы в том, чтобы подростки поступали в аграрный университет. Ведь в будущем это, по большому счету, их потенциальные работники.

Но как заинтересовать? В условиях рынка правильнее говорить о привлекательности той или иной профессии. А прагматичная молодежь мыслит и действует рационально, взвешивает плюсы и минусы той работы, которую им предлагают. Жить в перспективном агрогородке и получать зарплату для нее мало. Сейчас нужен социальный пакет, возможность получить опыт и построить карьеру. И это тоже часть стратегии в профориентации. И она должна быть выверена. И времени на раскачку нет: буквально с 1 сентября работники аграрных вузов снова разъедутся по школам глубинки, чтобы агитировать поступать на сельскохозяйственные специальности...

Кстати, рабочие профессии — не исключение. Аграрные ссузы страны (их у нас 26) неделю назад открыли прием документов. Им, в отличие от вузов, предстоит набрать не 2,3, а 3,7 тысячи человек.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter