Платить за вывоз коммунальных отходов - не право, а обязанность

Уют без каникул

Если в городе давно и четко определено и каждому жителю понятно, кто убирает дворы, чистит дороги и вывозит мусор, в деревнях чистота и порядок на совести прежде всего самих сельчан. Мой двор — моя крепость, рассуждают иные. И складируют груды ненужных вещей, планируя при удобном случае от них избавиться. Но вывоз мусора за деревню — административное правонарушение. Как сжигание пластика и полиэтилена. Два года назад твердые коммунальные отходы в обязательном порядке стали собирать во всех населенных пунктах независимо от желания жильцов. И за это нужно платить.

В брестский корпункт «СБ» обратилась жительница Столинского района Татьяна. Посетовала, что местные коммунальщики требуют с нее 226 рублей за вывоз мусора и еще 169 рублей пени. Откуда такие цифры? Она, как оказалось, не платит больше двух лет. Почему? А нет, говорит, мусора. Услугой, утверждает, не пользуется...

Тут позволю себе усомниться. Мусора каждое сельское подворье производит хоть отбавляй, ведь хозяйственная жизнь не имеет каникул. До того, как за деревнями коммунальщики создали мини–полигоны, что греха таить, мусор вывозили в ближайший лес. Не только от домовладений, но также с ферм и мехдворов. Что–то жгли, что–то выбрасывали с глаз долой. Окрестный лес рядом со многими деревнями захламлен так, что природе и лесхозам еще не один год стараться, чтобы скрыть под травой или убрать следы человеческой жизнедеятельности.

Неужели и вправду есть особые случаи, когда можно не заключать договор на вывоз мусора? Нет. Даже такие понятия как «отсутствие отходов» и «отходы не образуются» не закреплены в законодательных актах, значит, по умолчанию все — и юридические, и физические лица — являются производителями коммунального мусора. Разве можно в этом усомниться? Только один в случае Татьяны приятный момент: если она погасит основной долг, местный райисполком имеет право снять с нее пеню.

Как–то во время командировки останавливалась в деревнях Березовского и Кобринского районов, интересовалась у сельских жителей, сколько они платят за вывоз мусора. Никто не вспомнил конкретной цифры. Получается, она незаметна, не обременительна для семейного бюджета. А в Столинском районе, к слову, ежемесячная плата составляет 1 рубль 19 копеек с человека.

Сегодня на Брестчине 252 объекта захоронения твердых коммунальных отходов: 27 — полигоны, остальные — мини–полигоны. В минувшем году официальных свалок стало на 18 меньше. Когда раз в неделю в деревню приезжает мусоровоз, необходимость в мини–полигонах отпадает. Их закрывают и рекультивируют, засаживают лесом. Ликвидируют сельские свалки не только в Брестской области — по всей стране. К 2035 году количество полигонов для захоронения отходов в стране планируется сократить в 15 раз (сейчас их 1,8 тысячи). Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами предусматривает регионализацию полигонов, то есть один полигон будет предназначен сразу для нескольких районов.

Цивилизованный подход к отходам потихоньку внедряется в деревнях. Например, в Ивацевичском районе уже организуется раздельный сбор. А с Нового года в Брестском районе мусор забирает не коммунальная служба, а мусороперерабатывающий завод. С дальнейшей сортировкой и переработкой. Повсеместно старые телевизоры, холодильники, которые раньше тащили на свалку или в лес, можно без проблем сбыть с рук. Нужно только позвонить в сельсовет или районным коммунальщикам. Приедут и заберут.

Правда, предстоит решить еще немало вопросов. К примеру, куда сейчас сельчанину девать крупногабаритный мусор? Вот–вот...

Еще один момент, который волнует людей. Как за вывоз мусора платить тем, кто деревенский домик использует под дачу? К примеру, наша читательница Инна уехала из деревни Борисовка Кобринского района в город 5 лет назад. Она представила в ЖКХ документы, что живет в Кобрине, исправно оплачивает коммунальные услуги по месту жительства, но по–прежнему получает ежемесячные счета за вывоз мусора от дома в Борисовке.

По нынешнему законодательству собственник жилого помещения в деревне, даже если он там не зарегистрирован и ни разу за год там не появился, должен платить по субсидированному тарифу. Как и те, кто использует сельские домики под дачу. Приезжают летом, а платят круглый год. Тут, мне кажется, действительно парадокс. Не может человек мусорить в нескольких местах одновременно.

Правда, для сельских стариков имеются послабления. Если пожилой человек выезжает на зиму к детям в город, он может зарегистрироваться по договору найма и представить копию договора в организацию, начисляющую плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. В таком случае за вывоз мусора в деревне платить не придется.

valentinak3@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter