Чаще всего белорусы покупают онлайн одежду, обувь и бытовую технику.
В целом за последние пять лет сектор постоянно прибавлял: в 2014 году интернет-магазины занимали 1,3 процента в розничном товарообороте, в 2015-м — уже 2 процента, в 2016 году — 2,8 процента.
Рост интернет-торговли подтверждает и тот факт, что налоги от магазинов, продающих свои товары онлайн, растут. В Министерстве по налогам и сборам рассказали, что ведут статистику поступления налогов от компаний, товар у которых заказывают по почте и через интернет. В прошлом году такие субъекты хозяйствования (речь тут идет исключительно о резидентах нашей страны) перечислили в бюджет 65,2 млн рублей. По сравнению с 2017 годом в сопоставимых ценах это больше на 2 млн рублей, или на 3 процента.
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли отмечают, что тенденции в сегменте интернет-торговли не меняются последние пару лет. Начальник управления организации торговли и общественного питания Виолетта Брезовская уточняет:
— В Беларуси наблюдается стабильный прирост интернет-магазинов. По состоянию на 1 апреля в Торговом реестре их зарегистрировано более 20 тысяч (прирост к началу года — 4,3 процента, или 830 магазинов). Традиционно наибольшее количество интернет-магазинов зарегистрировано в Минске и Минской области. Удельный вес этих регионов составляет 79 процентов.
Что покупают белорусы в интернете
Предпочтения наших соотечественников остаются практически неизменными: чаще всего белорусы через интернет покупают бытовую технику, мобильные телефоны, одежду и обувь. В марте маркетплейс Deal.by опубликовал свое ежегодное исследование «Как белорусы покупают в интернете». Согласно его данным, чаще всего наши граждане совершают онлайн-покупки все же в локальных интернет-магазинах. На втором месте — интернет-магазины Китая, далее следуют площадки из США, России и Польши.
Виолетта Брезовская уточняет: официальные данные по объему розничного товарооборота интернет-торговли публикуются в целом по стране, поэтому выделить, что белорусы покупали на территории Беларуси, а что — за ее пределами, не представляется возможным.
— Но, судя по объему товарооборота и приросту количества магазинов, интернет-торговля в стране активно развивается, — говорит Виолетта Брезовская и уточняет, что ведомство знакомо с результатами исследования Deal.by.
По-прежнему популярностью у белорусов пользуется AliExpress, но местные интернет-магазины также востребованы. Лидеры — Wildberries (компания зарегистрировала филиал в нашей стране) и 21vek.by среди непродовольственных товаров, «Е-доставка» и «ГиперМолл» — среди товаров ежедневного потребления. Все эти компании демонстрируют неплохой рост. К примеру, директор по развитию бизнеса Wildberries Вячеслав Иващенко говорит:
— Мы отмечаем позитивную динамику продаж в Беларуси: в 2018 году оборот Wildberries увеличился на 35,5 процента — до 168 млн белорусских рублей. В первом квартале этого года оборот Wildberries здесь вырос на 62 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Компания планирует дальнейшее развитие бизнеса в стране: рост числа пунктов выдачи заказов и расширение ассортимента.
У 21vek.by дела обстоят тоже хорошо. В компании рассказали, что в 2018 году им удалось достичь показателя в 140 млн долларов (300 млн рублей), прирост к предыдущему году — более 66 процентов. В компании отмечают:
— И такой высокий темп прироста мы наблюдаем уже на протяжении нескольких лет, прогнозируем его сохранение и в перспективе.
По словам Виолетты Брезовской, очень хорошие отзывы у сельского населения Беларуси об интернет-магазине «Белпочты»:
— «Белпочта» зарегистрировала свой интернет-магазин в 2015 году, сегодня он предлагает населению товары более чем 275 отечественных производителей.
С начала года в Беларуси зарегистрировано 830 новых интернет-магазинов.
Интересуюсь, как представитель МАРТ оценивает цифры по доле интернет-торговли в розничном товарообороте. Достаточно ли быстро прирастаем? Все-таки по сравнению со странами-соседками мы немного отстаем. Виолетта Брезовская отмечает:
— В стране созданы условия для более активного развития интернет-торговли, кроме того, в последние годы уделяется много внимания совершенствованию правил, регулирующих указанную деятельность.
МАРТ разработал изменения в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». К примеру, предусмотрено требование о формировании заказа на товары при покупке онлайн только с использованием так называемой корзины (информационного ресурса владельца интернет-магазина).
Начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ поясняет, что многие интернет-магазины уже давно используют технологию оформления заказа на приобретение товаров через корзину. Знакома она и потребителям: выбираешь товар, кладешь в корзину, вводишь свои данные, указываешь способ доставки, оплаты, дополнительные услуги — таким образом формируется история покупок.
— И при необходимости возврата товаров, предъявления требований об устранении недостатков потребитель сможет без проблем доказать, кто покупал товар, стоимость товара на момент продажи, какая информация была предоставлена продавцом, — рассказывает Виолетта Брезовская.
Кроме закона есть еще и Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, поправки в которые вступают в силу с 27 июля. Этот документ также регулирует интернет-торговлю. Так, правилами введен новый термин — «торговля по образцам». А перечень товаров, продажа которых не допускается при торговле по образцам, дополнен слабоалкогольными напитками и пивом, жидкостями для электронных систем курения.
Марина ПЕТРОВИЧ.