Скульптор Евгений Колчев убежден, что вокруг много красивых, выразительных лиц

Увидеть главное

В конце мая состоялось вручение первой Национальной премии в области изобразительного искусства. И как любой конкурс, она вызвала много разговоров в творческих кругах. Особенно вокруг персоны Евгения Колчева: “Как это скульптор вдруг стал лучшим в номинации “Художественная фотография”?! Вот наглец, забрал награду у профессиональных фотографов...” Сразу скажем: образования фотографа у Колчева действительно нет, но фотографированием, или, как он называет, “глазением”, мастер занимается с тех пор, когда еще были популярны пленочные фотоаппараты. В его послужном списке уже восемь персональных фотовыставок в Беларуси и за рубежом. А еще почти ежедневное экспонирование новых работ в Facebook, где у Колчева около тысячи подписчиков. Его фотографии особенные, а стиль не похож на другие. Кажется, будто он не снимает портреты, а лепит их. И в этом, безусловно, ему помогает профессия скульптора.

Фото автора
Евгений, щелкая снимки на экране ноутбука, рассказывает о создании своих фоторабот, а как по мне — на глазах творит какое-то волшебство. Был ничем не примечательный общий снимок, а получился портрет а-ля студийный, с характерным ярким персонажем. Ка-а-ак?

— Ничего особенного. Я просто выделил главное. Вот этот же персонаж среди людей, — показывает фотограф на героя, которого я вначале даже не заметила.

Фотография в жизни Колчева не появилась внезапно. В силу своей профессии он всегда снимал. Снимал рабочий материал. Скажем, нужно вылепить портрет человека — проще один раз пригласить его в мастерскую, сфотографировать необходимые детали, а потом уже по снимку создавать скульптуру. Со временем мастер стал выходить с фотоаппаратом в свет. Сегодня его то и дело можно встретить с камерой в руках на выставках, собраниях, творческих встречах.

— Где-то прочитал, что все профессиональные художники страдают “глазением” — глазеют всегда и везде. Вот и я этим заболел, — улыбается художник. — Начал замечать — вокруг столько красивых лиц! Мне стало интересно их запечатлевать.

Натурщики Колчева — художники, скульпторы, критики, коллекционеры и зрители. Та среда, в которой он вращается не один десяток лет. Как правило, герои не знают, что Евгений их снимает. Он старается делать это незаметно, выбирая определенные ракурсы для съемки, пользуясь телеобъективами.

— Когда люди заинтересованы материалом, который они рассматривают, когда сосредоточенно слушают собеседника, у них очень интересные лица и взгляды — восторженные, удивленные, внимательные... Для меня это очень ценно. Но если персонаж заметил камеру в твоих руках — все, момент упущен. Он начинает смущаться, стесняться или позировать. А это уже совсем не то, — говорит Евгений.
"На танцполе"

Часто Колчеву удается удачно сфотографировать человека, но вот фон, на котором он оказывается в этот момент, оставляет желать лучшего. Лишние детали, люди в кадре не позволяют раскрыть образ героя. И тогда художник прибегает к помощи фоторедакторов. Он не переносит героя на какой-то совершенно иной фон, как думают многие, однако с помощью инструментов — кисточек, заплаток, текстур — модифицирует задний план.

— У меня нет какой-то единой методики, как действовать в таких случаях. Как в лепке объем подсказывает дальнейшее развитие скульптуры, так и здесь само изображение говорит, что нужно делать: где-то больше затемнить, где-то высветлить. Где-то сделать фон акварельный, где-то — графический.

Бесспорно, художественное образование помогает мастеру осознаннее подходить к выбору света и ракурса, более объемно “пролепить” фактуру, видеть намного шире, чем другие фотографы. Его работы часто сравнивают с живописными полотнами, в них видят некоторое подобие эскизов деталей к старым полотнам известных мастеров.
 
— Возможно, эти эксперименты с художниками получились потому, что я знаю их всех в той или иной степени, хорошо их понимаю. Я фотографировал многих своих коллег в разные периоды их жизни и даже не предполагал, что может получиться своеобразный исторический срез творческой интеллигенции, который, как мне сказали, этим и ценен. Я действительно не задумывался о какой-то концепции, просто занимался тем, что люблю, — фотографировал, — искренне рассказывает мастер. — По сути, я снимал и снимаю для себя. А на своей страничке в Facebook просто делюсь впечатлениями о людях, которых я знаю.

 Художник Константин Ващенко  Художник Елена Сергеевв 
Фотографию Мая Данцига, которая победила на Национальной премии изобразительного искусства, Евгений Колчев сделал на съезде Союза художников: “Май Данциг очень интересный, мудрый человек. Для меня он — эльгрековский персонаж, фактурный старик, у которого выразительные глаза, интересные черты лица, взгляд, в котором столько глубины...”
Фотографией Колчев не зарабатывает. Называет ее своим хобби. Долгое время он вообще не видел ценности в этих экспериментах. Благо нашлись друзья — художники и искусствоведы, которые обратили внимание на фотографии Евгения, помогли в организации выставок. Татьяна Бембель, Оксана Аракчеева, Алла Змиева, Валерий Ведренко, Оксана Богданова... 

 — Но не потому, что я сам ленивый. Меня мучили сомнения, что это кому-то может быть интересно. К слову, на Национальную премию в области изобразительного искусства я тоже не сам решился выдвигаться. Коллеги спросили: “Ты участвуешь в конкурсе на соискание премии, подаешь документы?” — “Да у меня скульптуры все станковые и в галереях”. — “А фотографии?” — “А можно?” Я понимаю, некоторые считают несправедливым то, что скульптор победил в номинации “Художественная фотография”. Но не я же выбирал себя. Так получилось. Мне, конечно, приятно и лестно. А еще ответственно. Случись какая-нибудь лажа, обязательно скажут: “Ну вот, лауреат — пожалуйста. Кому дали премию!” — улыбается мастер.


КСТАТИ

Евгений Колчев, несмотря на увлечение фотографией, занимается скульптурой. Это его хлеб, который, по словам мастера, непросто достается в наше время: “Скульптура сегодня становится другой. Она превращается в более жанровую, условную, декоративную, меняет форму. Поэтому сегодня так много девочек-скульпторов — пацаны выбирают что-то более стабильное и денежное. Заказов практически нет, а если появляются — скульпторов сталкивают лбами, рождаются конфликты. Это всё неприятно. Может, поэтому я подспудно увлекаюсь фотографией, она меня отвлекает от всех этих житейских творческих моментов”.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter