Евгений, щелкая снимки на экране ноутбука, рассказывает о создании своих фоторабот, а как по мне — на глазах творит какое-то волшебство. Был ничем не примечательный общий снимок, а получился портрет а-ля студийный, с характерным ярким персонажем. Ка-а-ак?
— Ничего особенного. Я просто выделил главное. Вот этот же персонаж среди людей, — показывает фотограф на героя, которого я вначале даже не заметила.
Фотография в жизни Колчева не появилась внезапно. В силу своей профессии он всегда снимал. Снимал рабочий материал. Скажем, нужно вылепить портрет человека — проще один раз пригласить его в мастерскую, сфотографировать необходимые детали, а потом уже по снимку создавать скульптуру. Со временем мастер стал выходить с фотоаппаратом в свет. Сегодня его то и дело можно встретить с камерой в руках на выставках, собраниях, творческих встречах.
— Где-то прочитал, что все профессиональные художники страдают “глазением” — глазеют всегда и везде. Вот и я этим заболел, — улыбается художник. — Начал замечать — вокруг столько красивых лиц! Мне стало интересно их запечатлевать.
Натурщики Колчева — художники, скульпторы, критики, коллекционеры и зрители. Та среда, в которой он вращается не один десяток лет. Как правило, герои не знают, что Евгений их снимает. Он старается делать это незаметно, выбирая определенные ракурсы для съемки, пользуясь телеобъективами.
— Когда люди заинтересованы материалом, который они рассматривают, когда сосредоточенно слушают собеседника, у них очень интересные лица и взгляды — восторженные, удивленные, внимательные... Для меня это очень ценно. Но если персонаж заметил камеру в твоих руках — все, момент упущен. Он начинает смущаться, стесняться или позировать. А это уже совсем не то, — говорит Евгений.
Часто Колчеву удается удачно сфотографировать человека, но вот фон, на котором он оказывается в этот момент, оставляет желать лучшего. Лишние детали, люди в кадре не позволяют раскрыть образ героя. И тогда художник прибегает к помощи фоторедакторов. Он не переносит героя на какой-то совершенно иной фон, как думают многие, однако с помощью инструментов — кисточек, заплаток, текстур — модифицирует задний план.
— У меня нет какой-то единой методики, как действовать в таких случаях. Как в лепке объем подсказывает дальнейшее развитие скульптуры, так и здесь само изображение говорит, что нужно делать: где-то больше затемнить, где-то высветлить. Где-то сделать фон акварельный, где-то — графический.
Бесспорно, художественное образование помогает мастеру осознаннее подходить к выбору света и ракурса, более объемно “пролепить” фактуру, видеть намного шире, чем другие фотографы. Его работы часто сравнивают с живописными полотнами, в них видят некоторое подобие эскизов деталей к старым полотнам известных мастеров.
Художник Константин Ващенко | Художник Елена Сергеевв |
— Но не потому, что я сам ленивый. Меня мучили сомнения, что это кому-то может быть интересно. К слову, на Национальную премию в области изобразительного искусства я тоже не сам решился выдвигаться. Коллеги спросили: “Ты участвуешь в конкурсе на соискание премии, подаешь документы?” — “Да у меня скульптуры все станковые и в галереях”. — “А фотографии?” — “А можно?” Я понимаю, некоторые считают несправедливым то, что скульптор победил в номинации “Художественная фотография”. Но не я же выбирал себя. Так получилось. Мне, конечно, приятно и лестно. А еще ответственно. Случись какая-нибудь лажа, обязательно скажут: “Ну вот, лауреат — пожалуйста. Кому дали премию!” — улыбается мастер.
КСТАТИ
Евгений Колчев, несмотря на увлечение фотографией, занимается скульптурой. Это его хлеб, который, по словам мастера, непросто достается в наше время: “Скульптура сегодня становится другой. Она превращается в более жанровую, условную, декоративную, меняет форму. Поэтому сегодня так много девочек-скульпторов — пацаны выбирают что-то более стабильное и денежное. Заказов практически нет, а если появляются — скульпторов сталкивают лбами, рождаются конфликты. Это всё неприятно. Может, поэтому я подспудно увлекаюсь фотографией, она меня отвлекает от всех этих житейских творческих моментов”.
mila@sb.by