Увидел пьяного – отойди

Простой и ясный принцип, бытовавший в «девятке» КГБ, спас жизнь многим телохранителямЛюди, чья профессия, как булка изюмом, нафарширована риском и опасностью, постоянно балансируют на грани. Обостряются все органы чувств. Организм «тарахтит» на пределе возможного. Многое незаметное в обыденной жизни становится зримым и осязаемым. Это хорошо знает Дмитрий ФОНАРЕВ – президент Национальной ассоциации телохранителей России (НАСТ), которую он создал после ухода из управления КГБ СССР, занимавшегося охраной первых лиц государства. Знаменитой «девятки».

– Дмитрий,  представители вашего цеха нечастые гости на страницах газет. Поэтому вдвойне интереснее узнать, что еще кроме профессионального опыта помогает вам в вашей опасной работе. Быть может, существуют какие-то знаки, приметы?
– Приметы, конечно, есть. И все они проверены жизнью. Первое – нельзя пользоваться вещами человека, которого убили. Машиной, квартирой – чем угодно, чтобы не накликать на себя беду. В доказательство своих слов приведу хрестоматийный пример из истории. В 1915 году машину, в которой годом ранее в Сараеве был застрелен эрцгерцог Фердинанд, купил один из австрийских промышленников. Однако долго ездить на ней ему не пришлось. Его тоже убили. Затем это проклятое авто попало в Россию. И именно на нем погибла Айседора Дункан. На скорости 60 км/ч шарф, которым она обвязала свою шею, одним концом намотался на колесо. А вот похожий чем-то случай, но уже из моей собственной практики. В общем, существовала некая фирма, достаточно крупная, торговавшая сахаром. И, как это нередко бывает, кому-то она стала поперек пути. Схлестнулись коммерческие интересы, началась стрельба, вот тут и могла помочь охрана офисов . Сначала убили ее главного бухгалтера. Он вышел из автомобиля у подъезда офиса, а сзади подлетел мотоциклист и в упор разрядил в него половину пистолетной обоймы. Убитый главбух ездил на «Лексусе». Мы посоветовали директору фирмы машину продать. Он  пожадничал. Более того – сам стал ездить на ней. И через восемь месяцев его взорвали прямо в этом «Лексусе». В итоге – ни машины, ни директора. Разумеется, у этой истории есть и более приземленное объяснение. Но – примета есть примета.
– А какие еще существуют приметы?
– Очень нехорошим знаком считается, когда во время тренировки кто-то из телохранителей вдруг направляет на кого-то из сослуживцев оружие. Даже в шутку делать этого категорически нельзя. Так же строго запрещено проведение учебных тревог в присутствии охраняемого лица. Считается, что создавать отрицательные ситуации, пусть даже искусственно, значит накликать беду. Хотя что касается наших клиентов, то, по моим наблюдениям, многие проблемы они создают себе сами. Очень часто они делают то, что им выгодно или удобно в данный конкретный момент, не задумываясь о последствиях. А когда начинаются неприятности, еще удивляются, откуда они вдруг взялись.
– Кто сегодня составляет основную клиентуру охранных структур?
– До 1999 года к телохранителям за защитой чаще других обращались люди из банковского сектора. Но со временем пальму первенства, если можно так сказать, у банкиров перехватили политики и представители властных структур. И это не случайно. Сейчас больше всего нападений мы отмечаем именно на представителей власти и руководителей крупных производств. Думаю, это о многом говорит. Все связано с большими объемами денег в этих сферах. А если взять в целом статистику покушений, то 90 процентов заказных нападений совершается из-за денег. Еще 5 процентов – из-за бытовых вопросов, когда родственники, например, не могут мирно поделить богатое наследство. Оставшиеся 5 процентов  приходятся на различные форс-мажорные обстоятельства.
– Доводилось слышать мнение, что человек, которого «заказали», – это уже смертник. Никакая охрана его не спасет.
– Совсем не обязательно. Заказ ведь можно перебить, как говорят в определенных кругах.  Это – во-первых! А во-вторых, телохранители для того и существуют, чтобы спасать жизнь клиента, иначе к ним никто бы и никогда не обращался за помощью. Я знаю об одном человеке, бизнесмене, на которого покушались девять раз. А он  до сих пор жив-здоров, ни разу не был даже поцарапан – настолько профессионально действовали охранявшие его ребята. Хотя им, конечно, не позавидуешь. По себе знаю, какое это «удовольствие» прикрывать человека, которого, что называется, держат на мушке.  
– Вы что, с этим сталкивались?
– Да, был в моей практике один такой случай. Ко мне обратился владелец достаточно крупного предприятия из провинции. На него уже было одно покушение. Он получил три пули, но, к счастью, остался жив.  По его просьбе я приехал к нему, в его город, чтобы организовать должным образом службу охраны. Но уже на месте вдруг выяснилось, что организовывать мне попросту некого: после покушения охранники решили больше не рисковать и благополучно умыли руки. В итоге мне пришлось работать с ним в этот сложный момент практически в одиночку. Без поддержки, без рации, без помощников – так безобразно все было поставлено. Я кожей чувствовал, что за нами следят. И хотя у меня было чувство, что все обойдется, после окончания задания я решил: все, с такими проблемными людьми работать больше  никогда  не буду. В этот раз да, все обошлось. Но в следующий – не обойдется. 
– То есть вы хотите сказать, что вам лично далеко не все равно, кого охранять, пусть даже за это обещан хороший гонорар?
– Все зависит от конкретных обстоятельств. Но есть люди с откровенно негативной энергетикой, на которых «висят» не только чужие деньги, но и кровь других людей. Вот с ними лучше не иметь вообще никакого дела. Их судьба определена, и ты рискуешь  разделить ее с ними.
– В России регулярно продолжают убивать крупных бизнесменов, банкиров, известных общественных деятелей. Неужели даже vip-персоны не могут обеспечить свою безопасность?
– Могут. Но зачастую у них, как мне кажется, просто не хватает ума, чтобы элементарно просчитать ситуацию. По данным одного исследования, в 50 процентах случаев в своей смерти виноваты сами охраняемые. И это – закономерность. Бывает, что люди  нанимают телохранителей лишь как дань некоему имиджу. Сами же при этом  ведут себя крайне самонадеянно, не придерживаются никаких, даже самых элементарных правил безопасности. Не прислушиваются к словам  профессионалов, а фактически только мешают им. Результат подобной беспечности зачастую бывает плачевен. В принципе, как я заметил, неуважение к профессионалам, да и к людям вообще – характерная черта современных российских бизнесменов. Отсюда и многие их проблемы.
– А всех ли людей, которые предлагают свои услуги в качестве телохранителей, действительно можно назвать профессионалами?
– В этом вопросе скрыт ответ – конечно, далеко не всех, увы. Мы подсчитали: у нас в стране действует примерно 10 тысяч телохранителей, но настоящих профи из них наберется не более тысячи. Этот вывод подтверждает и статистика происшествий. Например, такой факт: почти три четверти  нападений происходит в тот момент, когда потенциальная жертва  находится в автомобиле. Рядом сидят охранники, но в 90 процентов случаев  они просто не успевают достать пистолет из кобуры. Подобная нерасторопность – явный признак непрофессионализма. Если ребята не могут довести до автоматизма даже такой простейший прием – о чем вообще тут можно говорить!
– И в завершение банальный вопрос: что бы вы могли посоветовать простым людям, чтобы снизить угрозы или риски для их безопасности?
– Мы все находимся в определенных нами же самими отношениях. Чем больше нерешенных конфликтов, тем выше вероятность возникновения угрозы. Главное – ведите себя адекватно и не связывайтесь с авантюрами – финансовыми, межличностными, любыми. Не давайте поводов для провокаций в свой адрес. Не имейте дело с чем-то неизвестным или не просчитываемым. Помните, что не только любые действия, но и бездействие вызывают последствия. Прежде чем что-то сделать – подумайте. Очень мудрый девиз был в свое время у нас в «девятке»:  «Увидел пьяного – отойди». Это значило –  не связывайся с непредсказуемым. Бытовые вопросы про кошельки, сосульки, замки, сигнализации, темное время суток, купание в неположенном месте, переход дороги на зеленый свет, и т.д. и т.п. – это обращение к чувству самосохранения и здравому смыслу. Поэтому научитесь не только к нему обращаться, но и слушать, что он вам говорит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter