Уверенность весит 400 баллов

Нынешняя абитуриентская кампания предложила сразу несколько тем для размышления Проанализировав итоги вступительной кампании, обозреватель “НГ” определяла технологию успеха для абитуриентов-2007

* Четвертая отметка. Один из школьных экзаменов выпускники выбирали сами, но сдавать физическую культуру — это одно, а химию — совсем другое. Найдены ли уже законные способы прирастить балл аттестата?
* Недобор в БГУ. Дефицит абитуриентов на целый ряд специальностей естественных факультетов вынудил предположить, что учиться во “флагмане” можно и с тройками, а в отечественной системе отбора и огранки талантливых самородков пробита глубокая брешь.
* Невезучие отличники. Абитуриент из Орши, у которого второй в республике результат по английскому, а общая сумма баллов составила 350, не поступил в иняз, потому что все места на его специальности заняли льготники и “олимпийцы”. Разве у нас не каждому — по уму?
* Конкурсы на “заочку”. Они намного превысили конкурсы на дневное отделение, хотя поступить заочникам стало гораздо сложнее: им пришлось выдержать централизованное тестирование наравне с вчерашними выпускниками. Значит ли это, что отныне на стационар будут поступать те, кто не прошел по конкурсу на “заочку”?
Куда же идти, каких подводных камней опасаться и на сколько попыток рассчитывать абитуриенту-2007?

Рецепт от министра

Проходить сквозь стены абитуриентам необязательно, а вот научиться видеть ситуацию насквозь придется, считает министр образования Александр РАДЬКОВ.r.jpg

— Александр Михайлович, — напрямик спросила я министра. — Я слежу за тональностью ваших высказываний относительно долгосрочных правил приема в вузы. Полгода назад вы характеризовали их как незыблемые, а сейчас допускаете возможность небольшой, “штрихами”, корректировки...
— Только в организационном плане, — сразу отрекся от реформаторских намерений глава системы образования. — Правила, которые приняты указом Президента, нами продуманы, можно сказать, даже выстраданы. Они оптимальны. И средний балл аттестата, и сочетание централизованного тестирования и вузовских испытаний, и разбивка вузов на группы — все продумано. Другое дело, что нам надо еще работать с абитуриентом и общественностью, чтобы они понимали ситуацию.
А вот в организации испытаний нам надо еще поработать. Например, уточнить, нужен ли на тестировании калькулятор и каким он должен быть, сколько пунктов тестирования нам надо. Безусловно, мы должны работать над качеством заданий. У нас неплохие достижения, но процесс совершенствования бесконечен. Мы будем работать над тем, чтобы тесты все более точно давали оценку знаний. Подвоз, дисциплина на испытаниях, комфорт в учебных аудиториях, то есть технология проведения испытаний, может быть улучшена.
Ну а выводы на перспективу каждый из участников абитуриентской кампании сделает сам. Наверное, кто-то из ректоров недооценил ситуации, думая, что третий экзамен будет для абитуриентов привлекателен. А оказалось, что человек с тремя сертификатами на руках уже не хочет четвертого испытания. С другой стороны, и абитуриенты-2007 будут учиться на ошибках предшественников, поэтому правила и должны быть устойчивыми, мы не хотим их менять.
— Но в этом году вы сами отступили от них, разрешив БГУ добрать студентов на свободные места. По сути, вы сделали шаг в сторону возвращения второго потока. Продолжите ли вы движение в том же направлении?
— Все это происходило в рамках правил приема, которые мы ни на йоту не нарушили. Они достаточно хорошо прописаны и исходят из реальной жизни. Это оптимальные правила, мы хотим, чтобы они были устойчивыми.
— Вы утверждали, что теперь единственным критерием определения абитуриентской ценности станут знания. Но недавно пресса рассказала об абитуриенте из Орши, который с 350 баллами по сумме трех сертификатов и аттестата не прошел в иняз. Все места на его специальности распределились между льготниками и “олимпийцами”.
— На престижную специальность можно не пройти и с 390 баллами, а переводческие специальности всегда престижные. Почему абитуриенту из провинции надо поступать именно в Минский лингвистический? Можно идти и в областной вуз, в Витебский университет на факультет иностранных языков или в Могилевский, тоже от Орши недалеко. Но ты же всегда отслеживай конкурс и трезво оценивай ситуацию! Никаких исключений для таких абитуриентов мы делать не будем. Я тоже когда-то заканчивал сельскую школу и понимал, что с моей подготовкой на мехмат БГУ поступать рискованно. Я пошел на физмат Могилевского пединститута и в целом получил нормальное, достойное образование. Надо всегда соизмерять свои желания, возможности и конкурс. А для этого абитуриентская кампания должна быть прозрачной.
— Условия поступления на заочную форму с нынешнего года стали строже — абитуриент должен на равных со вчерашними школьниками сдать тесты и при этом иметь стаж работы по выбранной специальности...
— Не совсем так: заочники имеют право поступать на бюджетные места, если они работали по профилю выбранной специальности или родственной ей. Или закончили среднее специальное учебное заведение по профилю — например, педагогический колледж. Стаж как раз был не важен — сегодня можно было устроиться на работу, а завтра поступать. Заочное образование для того и создавалось, чтобы повышать образовательный уровень тех, кто уже работает. А на платное принимали всех желающих. Причем я в этом году отслеживал абитуриентскую кампанию в Белорусском университете культуры. Люди, которые работали по пятнадцать-двадцать лет, сдавали тестирование неплохо, почти на равных с выпускниками нынешнего года. Централизованное тестирование — необходимое условие для того, чтобы человек успешно учился. Если он не набирает минимума — 15—20 баллов, он просто не готов усваивать вузовскую программу.

Рецепт от учительницы

С Натальей Устиновой нас сначала заочно познакомил директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов.
— Все жалуются, что тесты слишком трудные, — сказал он во время одного из интервью. — А вот посмотрите на этот график: одна кривая иллюстрирует результаты, показанные во время централизованного тестирования по математике лицеистами БГУ. Вторая — отметки выпускников молодой учительницы математики Натальи Устиновой из обычной школы № 203 города Минска. Тоже на уровне 8—9 баллов!
Из 28 выпускников 11 “В” 26 стали студентами вузов. Еще две девушки поступили в колледжи — одна потому, что изначально выбрала для себя среднее специальное учебное заведение, вторая не прошла в вуз по конкурсу, всего двух баллов не хватило.
— Класс все-таки не обычный, а лицейский, — сгладила мое изумление Наталья Викторовна. — Чтобы поступить в него, девятиклассники сдавали физику и математику, причем с двумя “шестерками” в лицеисты не брали. Хотя, конечно, многое зависит и от учителей. Если учитель неприятен в общении, не нравится ученикам, вряд ли он сумеет вызвать интерес к своему предмету. Раскрыть свои способности, показать себя с лучшей стороны хочется только перед человеком, которого уважаешь.
— Можно ли успешно сдать тестирование без помощи репетитора?
— Все зависит от ученика. С самым опытным репетитором тоже можно хитрить и отлынивать от занятий. С другой стороны, если целеустремленный абитуриент знает, что никто ему не поможет, возьмется за книжки сам, найдет дополнительную литературу и лишний раз спросит у учителя, у него все получится. Один мой ученик сам поступил на математический факультет в БГПУ, в этом году там был высокий конкурс.
11 “В” — первый, самый родной и любимый выпуск Натальи Устиновой. После бала, осознав, что ее дети больше не придут на урок, она в растерянности позвонила коллеге: как можно это пережить? Чем заполнить образовавшуюся в душе пустоту?
— Не переживай, они будут к тебе приходить, — успокоила более опытная коллега.
Пока мы беседовали, несколько свежеиспеченных студентов терпеливо ждали в кабинете свою классную. Так, чаю попить, последние новости рассказать зашли...

Рецепт от директора

Выпускник должен посмотреть на себя в профиль и использовать все предлагаемые школой возможности, советует директор столичной школы № 203 Мария ЧЕРНЕНКО.

Школа, в которой довела до ума свой лицейский класс Наталья Устинова, — общеобразовательная средняя, но не средненькая.
Из 74 выпускников нынешнего года 61 (82,4 процента) стал студентом. Обычно такими показателями могут похвастать лишь гимназии и спецшколы. А в 203-й кроме лицейского класса еще два профильных — гуманитарный и технологический. Дети в них разные, в том числе из группы социального риска, уже знакомые с инспектором по делам несовершеннолетних.
— Дети из технологического класса ходят в УПК, — объясняет причину успеха выпускников директор школы Мария Черненко. — В 8—9-х классах блоками знакомятся с профессией, в 10—11-х — изучают азы выбранной специальности. По окончании сдают экзамен и получают удостоверение, которое имеет некоторый вес при поступлении. Но причина высокого процента поступивших, конечно, не в этом документе, а в том, что к окончанию школы у молодого человека уже сформирован интерес к определенной профессии. Все дело в мотивации.
— Минувшей весной авторы правил попытались усилить мотивацию выпускников к учебе, придав аттестату статус четвертой отметки при поступлении...
— Да, в прошлом году, начиная с марта, мы не могли по субботам собрать учеников. А когда начиналось платное тестирование, у выпускников случались пропуски по 2—3 дня — на подготовку, репетитора, сдачу тестов. Если же результат сертификата был хороший и ученик хотел зачесть его вместо экзаменационной отметки в школе, в четвертой четверти ему вроде уже незачем было ходить на уроки. Мне кажется, что в прошлом году условия для абитуриентов были настолько благоприятными (они сдавали платное и бюджетное тестирования, имели право заявить полученный результат в школе или пересдать этот предмет, затем сделать несколько попыток поступить в разные вузы), что многие расслабились. И упустили лучшие из предоставленных возможностей.
Сейчас выпускники до последних дней ходят в школу. А мы после уроков, дав им несколько часов отдохнуть, проводим репетиционные тестирования по материалам Республиканского института контроля знаний.
— Начиная с нынешнего года один из школьных экзаменов выпускники выбирают сами. Они предпочитают самые легкие предметы?
— Профильные классы обычно сдают “свои” предметы. Ученики технологического выбирают разные — историю Беларуси, химию, биологию, английский... Чаще всего, правда, выбирают второй государственный язык: вероятно, написать изложение им легче, чем тянуть билеты.
— Может ли школа заменить хорошего репетитора?
— Все зависит от настроя самого ребенка. Хотя, если не будет заложенной в школе базы, самый опытный репетитор беспомощно разведет руками.
Школа предлагает много дополнительных возможностей. Есть платные услуги. Есть компьютерная программа подготовки к централизованному тестированию. Мы составляем графики для всех, кто хочет позаниматься в компьютерном классе с электронным репетитором. Кроме того, школа проводит факультативы и курсы по выбору для успевающих учеников и поддерживающие, стимулирующие занятия — для отстающих. В 10—11-х классах активность детей, их требовательность к образовательным услугам очень высокая!
У сегодняшних молодых людей вообще сильное стремление к получению знаний. Даже дети уже не мечтают, как полтора десятилетия назад, стать “коммерсантами” и не уповают на то, что все желаемое им купят родители. Поэтому в наши дни особенно важно, кто окажется рядом с детьми.

В тему

Первокурсниками-2006 стали 80 354 абитуриента. Всего в вузы было подано свыше 100 тысяч заявлений.
В вузы государственной формы собственности на дневное бюджетное отделение подали заявления 62 732 абитуриента, а на заочное бюджетное — 27 249. Зачислено соответственно 23 916 и 6 942 юношей и девушек. На условиях оплаты на дневном отделении вузов государственной формы собственности будут учиться 19 308, на заочном отделении — 21 381 студент.
18 человек стали в нынешнем году студентами-первокурсниками вечернего отделения Гродненского государственного университета им.Я.Купалы. Этот вуз единственный в республике осуществляет набор на вечернее отделение.
Студентами вузов частной формы собственности стали 8 789 человек, из них 3 418 будут учиться на дневном отделении и
5 371 — на заочном.
Набор студентов вели 43 вуза государственной формы собственности (31 университет, 7 академий, 2 института, 3 высших колледжа) и 10 вузов частной формы собственности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter