«Коллеги говорят, что я слишком активный»: самый молодой директор минской школы – о выборе профессии, трудных подростках и стремительном карьерном росте

Уважаемый Дмитрий Викторович!

– А вы знаете, он не женат! — вешая мое пальто на «плечики», загадочно улыбается вахтер. От нового директора в 148-й столичной школе все просто без ума — Дмитрий Булгак занял свой пост всего лишь два месяца назад, но уже успел получить негласный респект от учеников и завоевать уважение опытных коллег. Как 32-летнему руководителю удается управлять школой, где учатся 1005 ребят, вести уроки обществоведения и при этом успевать подписывать кипу бумаг? О секретах тайм-менеджмента молодого директора и умении находить со всеми общий язык узнала корреспондент «Р».

Дмитрий БУЛГАК: «Я горжусь своей новой школой. Сейчас моя задача — сохранить все и по возможности сделать лучше».

Неожиданные повороты судьбы

У Дмитрия Викторовича каждый день расписан по минутам: обход школы, педсовет, встречи с родителями и срочные вызовы в управление по образованию. Но уроки обществоведения, которые он ведет в 10 «А» и 10 «Б», не пропускает.

— Дети — это моя отдушина, поэтому и оставил себе часы, чтобы не потерять педагогическую жилку, — подходя к 47-му кабинету, говорит директор. Там за партами, не дожидаясь звонка на урок, его уже ждут ученики.

Первым делом Дмитрий Викторович достает из кармана мобильный, ставит его на беззвучный режим и кладет в коробку для телефонов у доски. Реакция учеников не заставляет себя ждать — их гаджеты отправляются туда же. Хороший пример заразителен, однако. Опрос по домашнему заданию, обсуждение свежих новостей, задачки на смекалку — и все так легко, но в то же время серьезно. На перемене директор спешит сделать обход — присоединяемся и мы.

— Я никогда не думал, что буду работать учителем, — вспоминает свои школьные годы Дмитрий Викторович. — Это как-то само собой получилось, у меня в семье никто не связан с педагогикой. Вуз, если честно, выбирал по принципу «куда легче поступить», хотя в школе был хорошистом — особенно мне нравились история и обществоведение, в олимпиадах участвовал. Но даже учась в педагогическом, не представлял себе работу с детьми. Все изменила практика в лагере после 3-го курса: именно тогда я почувствовал, что хочу в школу, появилось непреодолимое желание чему-то научить ребят. Вернувшись с практики, сразу же начал подыскивать себе место работы.

Дмитрий Викторович ведет уроки обществоведения у 10 «А» и 10 «Б» классов.

Первый свой урок в 6-м классе Дмитрий Викторович помнит хорошо: волнения, говорит, не было совсем, только боевой настрой и уверенность в своих знаниях.

— Хотя, чего лукавить, конечно, сомнения закрадывались: вдруг дети не примут? Я был молод, без опыта, а у них самый сложный переходный возраст. Но все прошло прекрасно: с первого же дня меня начали уважать и слушаться. Я четко определил границы: на уроке мы общаемся как учитель и ученики, а уже на перемене можем побыть приятелями. Я всегда считал, что нужно понимать детей, быть с ними более душевным, искренним и честным. 

С таким удачным подходом молодой учитель трудился в школе 8 лет. Устраивало все, работа с детьми приносила удовольствие.

— Мне было комфортно, и я боялся идти выше. Хорошо понимал: лучше уже может и не быть, а в неизвестность шагать не хотелось. Но моя коллега, она же и наставник, спасибо ей большое, дала хороший совет: надо пробовать двигаться вперед. Так в 28 лет я стал замдиректора по учебной работе 187-й средней школы, потом перешел в 76-ю, где проработал два года на этой же должности, и вот теперь я здесь — самый молодой в Минске директор.

Ближе к полудню директор собирает педсовет.

Терпение и труд

В управлении по образованию есть резерв кадров — в нем числятся заместители директора, которые в перспективе могут стать руководителями школ или гимназий. Дмитрий Викторович был в листе ожидания 3 года. Но этим летом все изменилось.

— Начальник управления пригласил к себе на прием и сказал, что меня рассматривают как кандидата на должность директора школы. Ожидал ли я? Честно — да, но чуть позже. Думал, что пока молод для этого. Хотя, когда мне предложили, не раздумывал ни секунды, сразу согласился — уверенно сказал, что готов попробовать.

23 июля стало первым рабочим днем нового директора. Понравится ли коллегам, как встретят ученики и родители — такие вопросы задавал себе Дмитрий Викторович.

— Здесь коллектив уже сложившийся: в школе работают и предыдущий директор, и много других опытных педагогов. Опасения были, но меня встретили радушно. С заместителями я знаком давно, поэтому подсознательно полагался на них. Я, скорее, не авторитарный руководитель, пытаюсь быть со всеми лояльным — всегда готов находить компромисс.

Самое сложное в работе директора — необходимость к каждому найти подход. В школе учатся 1005 детей — всех нужно рассадить, правильно организовать питание, проследить, чтобы на переменах никто не бегал и не дрался. Лавировать между толпой школьников, скажу я вам, сложно — броуновское движение запускается, когда звучит протяжный звонок с урока.

— Каждый день настолько насыщенный, что к вечеру прихожу домой уже обессиленный, — уворачиваясь от второклашек, перекидывающих портфели, сетует директор. — Я здесь со всем сталкиваюсь впервые, и это сложно. Если по учебным вопросам знал многое, когда работал замдиректора, то вот с финансово-материальным обеспечением и воспитательной работой в учреждении приходится знакомиться с нуля. Каждое утро в 8.30 прихожу на работу и засиживаюсь допоздна, ухожу последним — как и положено руководителю. Коллеги говорят, что я слишком активный — в течение дня не сижу в кабинете, все время хожу, смотрю. А ближе к вечеру бумагами занимаюсь.


Школа — это маленькая жизнь

К полудню директор собирает педсовет. Невольно замечаю, что в коллективе есть молодые учительницы, его ровесницы. Нескромный вопрос напрашивается сам собой.

— Они все замужем, так что никаких заигрываний. У меня со всеми только деловые отношения, — смеется Дмитрий Викторович. — На самом деле молодость играет ключевую роль, когда ты учитель, ведь к директору школьники редко приходят напрямую. Но на своих уроках в 10 «А» и 10 «Б» я ненадолго превращаюсь в обычного педагога — на занятиях мы общаемся, шутим, ребята точно так же могут нарушить дисциплину или не подготовиться. По логике, если директор ведет предмет, все должно быть идеально, но это не всегда так. 

Оценок директор не жалеет — по секрету признается, что даже иногда их завышает, чтобы стимулировать учеников. Ну и двойки старается не ставить: все-таки ученик пришел на урок, что-то услышал, запомнил, можно его подтянуть хотя бы на четыре.

— Раньше мы с ребятами переписывались в соцсетях — это отличное средство общения. Но сейчас у меня практически нет свободного времени, поэтому отовсюду удалился, кроме Viber — он нужен для работы.

Как и в любой школе, в 148-й есть трудные подростки. Все ситуации, говорит директор, до боли знакомые: кто-то толкнул одноклассника, обозвал девочку помладше, нахамил учителю.

— Стараемся разговаривать, а если не помогает, вызываем родителей. Всех сорванцов я знаю по фамилиям, но пока они ведут себя хорошо. Может, подросли.

Своей новой школой молодой директор гордится — на стене в его кабинете много грамот и кубков.

— Пару лет назад наша 148-я школа вошла в тройку лучших учреждений образования в городе, родители с удовольствием приводят сюда своих детей. Сейчас моя задача — сохранить все это и по возможности сделать лучше. Хотел бы обновить компьютерный класс, полностью перейти на электронные дневники и журналы. Но это дело не одного дня, так что будем работать.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter