Новая союзная программа позволит вывести белорусское и российское автомобилестроение на мировые позиции

Уступите дорогу

Новая союзная программа позволит вывести белорусское и российское автомобилестроение на мировые позиции


Союзный автопром с трудом сдерживает натиск зарубежных конкурентов. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на дорогу: там сплошным потоком идут иномарки — и легковые, и грузовые. Причины разные. В том числе и финансово-экономические. Но сегодня, уверяют специалисты, успех определяют, прежде всего, две составляющие: качество и технологичность. Именно устаревшие неэффективные технологии выталкивают нашу технику с мировой автомобильной трассы. Отстает технический уровень, не тот комфорт. Но будь то устройство для экономии топлива, система тормозов или банальный электрический стеклоподъемник — за всем этим стоит электронная микросхема или другой аналогичный прибор. Это так называемые “мозги”. Продукция специализированная, которую долгие годы не считали нужным развивать. В итоге потеряли и время, и солидную часть рынка.



Эту весьма непростую проблему не раз обсуждали с участием экспертов в Постоянном Комитете Союзного государства. Здесь обладают эффективным инструментом для решения подобных “прорывных” задач — научно-техническими программами, финансируемыми из союзного бюджета. Одной из них по решению Совета Министров Союзного государства, принятому в мае 2016 года, теперь станет и программа по разработке электронных компонентов для систем управления и безопасности автомобилей под условным названием “Автоэлектроника”.

Но еще накануне в минском ОАО “Интеграл” прошло масштабное белорусско-российское совещание. Цель — дать старт реальной работе сразу же после принятия программы. Так и произошло. На конкурсной основе были определены конкретные исполнители разделов программы. С белорусской стороны подбором ее участников занялось ОАО “Интеграл”, с российской — ОАО “НПП “Радар-ммс”, известное высокотехнологичными разработками в транспортной сфере.

Какие же научно-технические задачи предстоит сообща решить? В Министерстве промышленности Беларуси, являющемся государственным заказчиком программы, пояснили детали. Главное — достичь по техническому уровню паритета с западной автомобильной техникой, опираясь на отечественные разработки. То есть, обеспечить масштабное импортозамещение. Сейчас в Беларуси и России действует экологический стандарт для автотехники Евро-4. А в Западной Европе выпускают технику Евро-5 и 6. Нужно достичь этих показателей, не выкладывая сотни миллионов долларов за импортные узлы и детали.

Исходя из этого, определены 4 основных направления совместного научно-технического поиска белорусских и российских ученых и специалистов. Это системы управления движением автотранспортных средств, интеллектуальные системы обеспечения безопасности, системы управления электрооборудованием, системы сбора информации, датчики. Тематика согласована с ведущими научными центрами, министерствами транспорта и коммуникаций и другими ведомствами двух стран.

Определился и круг предприятий, организаций для участия в программе. С белорусской стороны это минские автомобильный, моторный заводы, завод колесных тягачей, БЕЛАЗ, известный своей карьерной техникой. А также практически все предприятия по выпуску автокомпонентов. С российской стороны — ведущие предприятия автопрома КАМАЗ, ГАЗ, АО “Урал”. Они сформируют технические задания, то есть изложат техническим языком, какая электроника им необходима. Воплощать заказы в реальные микросхемы будут предприятия электронного профиля. Помимо упоминавшегося “Интеграла” в Беларуси это ОАО “МПОВТ”, холдинг “Горизонт” и его предприятия, витебский “Измеритель”.

Всего в ближайшие четыре года предстоит создать около 40 базовых технологий производства автомобильных электронных компонентов. На это из бюджета Союзного государства выделяются солидные средства. В свое время союзное правительство уже поддержало белорусско-российский автопром, профинансировав несколько научно-технических программ развития дизельного автомобиле- и моторостроения. Одновременно выполнялось несколько союзных программ по развитию электронного приборостроения. Эта финансовая помощь позволила важнейшим отраслям удержаться на рынке, сохранить научно-технический потенциал. Теперь стоит задача создать безопасный автомобиль будущего.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter