Устойчивый базис интеграции

Межгосударственное приграничное и межрегиональное сотрудничество с Российской Федерацией для Республики Беларусь всегда было в числе приоритетных направлений. Жизнь доказала, что именно оно является одной из наиболее эффективных и перспективных форм двустороннего сотрудничества, так как позволяет упрочить взаимовыгодные экономические отношения, расширить культурный обмен, объединить интеллектуальный, творческий и гражданский потенциалы для обеспечения прогресса наших государств и улучшения благосостояния граждан. Как обстоят дела в этой сфере сегодня, корреспондент “СВ” попросил рассказать члена Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и регламенту, председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Михаила СОСОНКО.

— Михаил Павлович, в настоящее время Беларусь установила прямые межрегиональные связи с подавляющим большинством регионов России. С какими из них наиболее динамично развиваются торгово-экономические отношения?
— Белорусские товары поставляются в 80 регионов нашей восточной страны-соседки. Замечу, немалый вклад в расширение межрегионального сотрудничества вносят белорусские дипломаты. Во многом благодаря их усилиям в крупных городах России создаются торговые дома с белорусскими товарами, фирменные национальные магазины и дилерские агентства. К слову, отделения посольства Республики Беларусь открыты в Тюмени, Калининграде, Краснодаре, Мурманске, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и Нижнем Новгороде.
— Торгово-экономическое сотрудничество осуществляется не только между отдельными регионами двух братских стран, но и на межправительственном уровне. Например, на основе соглашения контактируют правительства Москвы и Беларуси...
— И очень, замечу, плодотворно. Скажем, еще постановлением правительства Москвы от 23 декабря 2003 года “О состоянии и мерах по дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества между городом Москва и областями Республики Беларусь” намечен комплекс мероприятий, включающий создание делового центра “Москва—Беларусь”, строительство в Первопрестольной оптово-розничных торговых центров Брестской, Витебской и Минской областей. Диапазон товаров, поставляемых в Москву из нашей страны, достаточно широк. Это и многие виды сельхозпродукции, стройматериалы, мебель, электрооборудование, минеральное сырье, автобусы и троллейбусы. До конца нынешнего года экспорт белорусских товаров в Москву, увеличится не менее чем на 20 процентов — этому есть все предпосылки. Для решения организационных вопросов партнерства создан Совет делового сотрудничества. На его последнем заседании, которое состоялось в сентябре в Гродно, представители депутаций двух стран обсудили планы развития партнерских отношений между властными структурами Москвы и Беларуси на период 2007—2009 годы. Очередное заседание совета намечено на 26—29 ноября в Москве, тогда же будет проведена и расширенная ярмарка товаров из Беларуси.
— Реализация союзных программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, также является одним из важных направлений развития социально-экономического сотрудничества двух стран. Каковы здесь наши успехи?
— Благодаря, например, программе развития дизельного машиностроения, выполняемой с 1998 года, разработаны двигатели, отвечающие требованиям мировых стандартов Евро-2 и Евро-3, разрабатывается двигатель Евро-4. На предприятиях, причастных к этой программе, улучшилось общее финансовое положение, увеличилось число занятых на производстве работников — на 3,5 тысячи человек. В выполнении программы “Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации” задействованы 24 российских и 3 белорусских завода, а в программе “Разработка и создание оптико-механического и контрольного оборудования для производства сверхбольших интегральных схем с топологическими элементами 0,8—0,5 мкм” участвовали семь российских и пять белорусских предприятий с общей численностью 6 тысяч человек. Предполагаемый экономический эффект от реализации данной программы составит около 400 миллионов российских рублей в год.
— Михаил Павлович, тема вашего выступления на семинаре — ход подготовки Конституционного акта Союзного государства. Разговоров много вокруг этого документа, но он до сих пор не принят. Почему?
— Напомню: подготовленный белорусско-российской комиссией проект Конституционного акта был рассмотрен 24 января этого года на заседании Высшего государственного совета Союзного государства. К сожалению, позиции по проблемным вопросам, по которым совместная комиссия не пришла к согласованным решениям, тогда так и не были определены. На том заседании Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин также высказал ряд предложений. В частности, по наделению органов Союзного государства предметной компетенцией, введению должностей президента и вице-президента Союзного государства, проведению выборов в парламент Союзного государства. Белорусская сторона, проанализировав эти предложения, пришла к мнению, что они могут быть реализованы либо после принятия главами государств—участников Союзного государства соответствующих политических решений (введение постов президента и вице-президента, проведение выборов в союзный парламент), либо реализованы в перспективе (наделение органов Союзного государства предметной компетенцией). Белорусские и российские эксперты доработали проект Конституционного акта — устранили редакционные, стилистические и технические недочеты и в июле документ передали в аппарат Белорусско-российской комиссии по подготовке проекта Конституционного акта. Таким образом, завершение процесса подготовки проекта Конституционного акта возможно после принятия президентами двух стран соответствующих решений по проблемным вопросам. Иначе говоря, судьба этого документа зависит от политической воли руководителей России и Беларуси.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter