Успеть за трендами: почему инертность и осторожность могут убрать с рынка розницы национальных игроков

Фразеологический оборот «кто не успел, тот опоздал» отнюдь не случайно пользуется такой популярностью. И не только потому, что преднамеренная тавтология усиливает эту фразу. Дело еще и в том, что ситуация неспешности в принятии решений, затягивания момента в разрешении возникающих проблем в нашей жизни, к сожалению, достаточно распространена. И не только на бытовом уровне.


Приведем три факта, о которых сообщили за последние недели различные средства массовой информации.

Факт первый. Российская газета «Коммерсантъ» пишет 21 ноября, что крупнейшие онлайн-экспортеры этой страны, среди которых eBay, Farfetch, а также Российский экспортный центр, предложили внести поправки в налоговый кодекс РФ для упрощения процедур продажи товаров за рубеж. Разрабатывается законопроект, который позволит существенно упростить процедуру экспорта товаров из России. А основными направлениями онлайн-экспорта из России участники рынка называют США и Казахстан, но прежде всего – нашу страну!

Беларусь – лидер по покупкам в РФ, на нее приходится 18,6% онлайн-продаж. Следом идут США (17%) и Казахстан (12,8%). Украина занимает долю в 8,3%. При этом именно сложности с возвратом НДС не дают российским экспортерам развернуться еще шире. И если этот рубеж-ограничитель будет вскоре преодолен, сдержать поток товаров от соседки в нашу страну уже ничто не сможет.

Факт второй. О нем буквально на следующий день, 22 ноября, сообщил один из белорусских порталов. Оказывается, российский онлайн-гипермаркет Ozon активно анализирует белорусское маркет-пространство. Российская компания проводит мониторинг нашего рынка, изучает ключевых игроков и ассортимент. Ее также интересует в Беларуси рынок поставщиков и производителей, рынок помещений под распределительные центры и пункты вывоза товаров. Зачем? Им интересна страна, где много активных интернет-пользователей и потенциал онлайн-продаж очень высок. «Когда мы выйдем на рынок Беларуси, клиенты получат максимальный ассортимент в несколько миллионов товарных наименований, а также быструю доставку и комфортные условия возврата, обмена и лояльности», – цитирует портал представителей компании. Есть уже данные, что первые отгрузки начнутся в феврале будущего года, а доставку на стартовом этапе планируется делать с территории России.

И факт третий, о котором сообщили разные новостные агентства, в частности в ноябре писал РБК. Уже в 2019 году в странах ЕАЭС, а значит, и в Беларуси, могут разрешить интернет-торговлю алкоголем, табачными изделиями, лекарствами, ювелирными изделиями. Это предусмотрено проектом дорожной карты по развитию цифровой торговли в ЕАЭС на 2019-2020 годы. Авторами инициативы являются представители электронных торговых площадок и ассоциаций, производители, провайдеры логистических и платежных услуг России. В начале ноября на заседании экспертной площадки по цифровой торговле ЕАЭС обсуждались предложения по развитию онлайн-ретейла – на основании этих рекомендаций и будут разработаны изменения в проект дорожной карты. Ведь цифровая торговля в ЕАЭС должна развиваться в соответствии с мировыми трендами и требованиями времени!

К чему приведенные факты? Да к тому, что где-то мы все это уже слышали. Стоит немного погуглить, и выяснится, что об этих проблемах еще в марте прошлого года говорили представители белорусской некоммерческой организации «Ассоциация розничных сетей». Представители отечественного ретейла тогда обращались в государственные органы с просьбой проанализировать ситуацию с развитием электронной торговли в стране и присмотреться к вызовам, которые проявились еще в 2015 году с появлением на рынке российских интернет-магазинов одежды и обуви. Ассоциация предлагала рассмотреть возможность легализации продажи посредством онлайн-площадок алкогольных напитков, табачных изделий и лекарственных средств, аргументируя данный шаг необходимостью поддержать развитие цифровой торговли в Беларуси.

Позволим себе только одну цитату: «Впечатляющий рост продаж российских интернет-магазинов в Беларуси – wildberries.by с Br89,5 млн в 2015 году к Br120,97 млн  в 2016 году (35,1% роста) и lamoda.by с Br26,55 млн к Br91,53 млн  (245% роста!!!), торгующих обувью и одеждой в широчайшем ассортименте преимущественно российского и зарубежного производства, – наглядно показывает, как новые каналы продаж могут в течение нескольких лет отвоевать рынок у отечественных производителей, если и далее продолжать игнорировать ситуацию с запретами и ограничениями».

Звучало и еще одно предупреждение: мощные российские розничные сети располагают собственными логистическими центрами в Брянске, Смоленске и Пскове. И в случае снятия запретов на интернет-торговлю алкоголем и табаком в рамках ЕАЭС они мгновенно удовлетворят спрос покупателей из Беларуси. Правда, не напитками «Белгоспищепрома», а продукцией российского производства по российским же ценам и с уплатой акцизов и налогов в российский бюджет.

Обращение о легализации продаж в то время, к сожалению, так и не было услышано. «Нецелесообразно», – посчитали одни. «Бесовщина», – сказали другие, вообще никак не связанные с экономикой и развитием торговли.

Прошло чуть менее двух лет, и стала очевидной ошибочность подобной позиции. Инертность мышления и осторожность действий все же не лучший помощник для экономического роста.

Стоит вспомнить и о том, как представители крупнейшего ретейлера Беларуси неоднократно просили пересмотреть антимонопольный порог, установленный МАРТ на уровне 20% от розничного товарооборота продовольственными товарами, как сдерживающий развитие бизнеса и ограничивающий конкуренцию. Приводились аргументы, делались ссылки на мировой опыт… А Минпромторг РФ поддерживает повышение порога доминирования для розничных сетей до 35%, составляющего сейчас 25%, сообщили «Ведомости» со ссылкой на министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Документ уже проходит согласование и будет, по словам министра, принят оперативно. Ведь такое ограничение, считают в России, сдерживает развитие торговых сетей. Это к вопросу о том, как поддерживают свою розницу и с какими мощными представителями российской торговли придется вскоре столкнуться белорусскому ретейлу.

Пришло время осознать, что мировой тренд на развитие электронной коммерции, создание мощных торговых онлайн-площадок и открытый интернет-рынок – это реальность. Это не где-то там, у них, а у нас. И если не мы, то они. Необходимо четкое понимание, что и американские, и китайские торговые интернет-гиганты создавались при прямой поддержке своих государств – налогами и льготами, не говоря о законодательном обеспечении благоприятной конкурентной среды. Как показывает практика, это уже отчетливо осознают и в Российской Федерации. Для наших восточных соседей рынок почти 10-миллионой страны с активными интернет-пользователями, как оказалось, весьма притягателен. И они будут выходить на него агрессивно и напористо, используя в том числе возможности ЕАЭС.

Хочется верить, что еще не упущено время. И еще есть шанс что-то сделать, чтобы не констатировать: кто не успел, тот опоздал. А если при этом вспомнить поговорку про того, кто не рискует, может получиться вообще интересный неологизм: кто не успел, не пьет шампанского. По крайней мере, белорусских производителей…

Владимир Сергеев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Новости