Хайям негодуэ

Услышали краем уха

Похоже, звание одной из самых читающих в мире наций мы безвозвратно утратили
В социальных сетях часто натыкаюсь на посты, содержащие какие-нибудь умные изречения, которые приписывают выдающимся личностям. Их лайкают тысячи людей и даже заносят себе на странички как нечто оригинальное. Дорогие мои, Альберту Эйнштейну, поверьте, было совсем не до странностей любви и сентенций по этому поводу. Ибн Сина писал стихи, но не так коряво. Лирика Омара Хайяма дошла до нас не в прозе, а в виде четверостиший рубаи. Кстати, последнему вообще катастрофически не повезло — он самый популярный “вещун” на самые разные темы.

Даже родился анекдот о том, как собрались Омар Хайям, Коко Шанель, Фаина Раневская, Дмитрий Менделеев, Лев Толстой и другие знаменитости, чтобы подписаться под заявлением: “Ну не говорили мы всей этой чуши!” Тем не менее большинство людей воспринимают гуляющие в сетях цитаты за чистую монету. Как тут не вспомнить стоматолога Шпака из комедии “Иван Васильевич меняет профессию”: “А еще боремся за звание дома высокой культуры быта!” Впрочем, уже, наверное, не боремся.

Похоже, звание одной из самых читающих в мире наций мы безвозвратно утратили. Нижний порог цен на серьезную литературу — от 30 рублей и выше. Нет, ну можно, конечно, найти чтиво и по вполне адекватной стоимости. Например, женский роман (я не в уничижительном смысле, сама почитываю для релакса, но, согласитесь, это не серьезная литература), детектив в мягкой обложке, книженции типа “Как нагадать счастье и нагадить соседу?” и так далее. Кстати, “пипл” вполне себе неплохо “хавает”. И если анализировать уровень культуры нации по статистике продаж, он не просто ниже плинтуса, а валяется где-то в подвале. Дети отлично знакомы с Гарри Поттером, но понятия не имеют, кто такой Том Сойер. Дальше что — выразительное чтение по слогам комиксов?

Нет, я не прошу штудировать Кафку или Гете. Но все вышеописанное автоматически возвращает нас к основной теме. Например, к тому, что даже минимально образованный человек может сообразить, что во времена Омара Хайяма (простите, вцепилась в мужика, но очень уж характерный пример) — десять веков назад — еще не был изобретен кинематограф. Следовательно, этот, несомненно, уважаемый философ, математик, астроном и так далее не мог ровным счетом ничего о нем говорить. Но тысячи людей радостно делятся ссылками типа: “Нужно уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино, увольняться с плохой работы и расставаться с людьми, которые тобой не дорожат”. Другое дело, если это имя ты слышал где-то краем уха. Приведу пример из жизни.

Эту чудную историю мне рассказала уважаемая дама — пресс-секретарь серьезного ведомства. В кулуарах конференции, посвященной наследию Авиценны, молодая журналистка попросила ее вывести на пару слов из зала... Авиценну. Получив саркастический ответ, что тот давно умер, не растерялась:

— Ну тогда кого-нибудь из его учеников...

Академика, случайно услышавшего этот разговор, чуть кондратий не хватил. Картина —“Приплыли!” Задумайтесь: девушка пять лет (!) отучилась в вузе на гуманитарном факультете. Чего мы тогда хотим от остальных?

В этой ситуации начинаешь верить людям, которые говорят, что в системе образования у нас не просто кризис, а самый настоящий апокалипсис. А чтобы адекватно оценить свою работу, как бы это помягче сказать, “всем заинтересованным лицам”, я настоятельно рекомендовала бы просмотреть страницы своих учеников и студентов в социальных сетях. Ну а потом решать — стреляться, делать харакири, писать по собственному или, наконец, хоть что-то предпринимать. Но, как точно “подметил”

Омар Хайям, делать-то что-то надо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter