75-летие отметила создательница музея «Дети лихолетья» в Новоельнянской средней школе

Уроки сопричастности

Тамара Кривеня, член общественного объединения и партии «Белая Русь», — человек, которого в городском поселке Новоельня Дятловского района знает каждый. За ее плечами десятилетия педагогического стажа и опыт создания уникальной музейной экспозиции, посвященной трагической истории местного летнего лагеря для детей иностранных политэмигрантов, волей судьбы с первых дней фашистской оккупации оказавшихся далеко от родителей. Джим, Эрик, Йонко, Ирма, Ван Ли и многие другие малыши с непривычными для нашего уха именами — более 30 лет Тамара Владимировна пыталась отследить их жизненный путь. Кто-то дожил до конца войны. Кого-то она перемолола в своих кровавых жерновах. Но каждый из ребят благодаря удивительной женщине стал ярким примером тех событий, которые больше никогда не должны повториться.

Не оставаться в стороне

— Как давно вы стали частью общественного объединения «Белая Русь»?

— С момента ее создания. Потому что та политика, те дела, которые проводит эта организация в поддержку нашего руководства, в поддержку процветания и мира на нашей земле, для меня очень значимы. Не понимаю, как можно оставаться в стороне и ждать, пока за тебя все сделают другие. Это у меня еще с детства. Мои родители были участниками войны. Мама — узница концлагеря Маарду в Эстонии, отец во время оккупации был в партизанском отряде, а затем дошел до Берлина в составе регулярной армии. Таким образом, желание защищать Родину, делать ее лучше и краше было основой воспитания детей в нашей семье (а нас у родителей было четверо). И мы все учились у них труду, самостоятельности и любви к нашей удивительной белорусской земле.

— Но вы не только стали одним из первых членов «Белой Руси» на Дятловщине, но и вступили в партию.

— Я должна шагать в ногу с прогрессивной частью белорусского общества. Я была активной участницей митингов в поддержку руководства страны в непростом 2020 году, выступала на них. Наверное, все дело в том, что я неравнодушный человек. Слежу за событиями, которые происходят в стране и мире, переживаю. Вступление в партию — это мой осознанный выбор, демонстрация моей политической позиции и готовности в любой момент выступить в защиту ценностей «Белой Руси».

Нужна конкретика

— Вы были воспитаны поколением героев. Теми, кто завоевал для нас мир. Как сегодня растить патриотов?

— Когда я рассказываю ребятам реальные истории о лишениях и мучениях, которым подвергались дети в военное время, о пионерах-героях, я всегда задаю вопрос: «А готовы ли вы на все это во имя Родины?» И чаще всего слышу: «Нет». В моем детстве о таком даже подумать стыдно было. Стыдно перед теми, кто выстоял, чтобы мы были хозяевами на своей земле. Перед теми, кто погибал под пулями, в концлагерях и горящих сараях, но верил в грядущий мир для непокоренного народа. Сегодня воспитать настоящего патриота сложнее, поскольку интернет завлекает детей совсем в другую сторону. Но у каждого современного ребенка есть мама и папа, есть учителя, которые должны объяснить ему, что такое Родина, почему ею надо дорожить.

— Какие струнки можно затронуть в душе ребенка, чтобы эти старания не прошли даром?

— Детям нужна конкретика. Если просто сказать, что в войну был голод, это не даст нужного эффекта, потому что современный ребенок не знает, что это такое. Я обычно рассказываю про свою маму, которую в концлагере кормили баландой из воды и гнилых овощей и хлебом из опилок. Ели картофельные очистки, мерзлую картошку — и это было счастье! Мы делаем наш школьный музей максимально интерактивным, а недавно взялись за создание трейлеров к книгам на тему Великой Отечественной войны. Создаем короткие видео, иллюстрируя квинтэссенцию сюжета. Или, например, квест-экскурсия «Страницы военной истории поселка Новоельня», когда с телефоном и с помощью QR-кодов можно узнать историю. Детям нужна наглядность. Просто рассказывать — этого мало.

— Мы с вами подробно обсудили, как нужно доносить до ребят важные моменты из прошлого страны. Но есть же еще один важный аспект — современность. 

— У нас в музее постоянно работает экспозиция, которая цифрами, фактами, главными приоритетами и направлениями наглядно демонстрирует нашу современность. Все реагируют по-разному. Кто-то пассивно слушает, а у кого-то горят глаза. Но я вижу, что каждый хочет получить профессию и проявить себя в ней в будущем. Очень многие бывшие ученики, повзрослев, приходят ко мне и говорят: «Я на всю жизнь запомнил слова, которые вы сказали когда-то на уроке». Это говорит о том, что профессия педагога — большая ответственность. Иногда, сами того не осознавая, мы даем ребенку жизненную установку, которой он будет придерживаться десятилетиями. Поэтому учитель должен от всей души любить детей, чтобы каждым словом, каждой фразой настраивать их на трудолюбие, честность, доброжелательность и любовь к Родине.

Чувствовать себя защищенным

— Партийная система расширяет возможности гражданского общества в области государственного управления. Какая из сфер нашей жизни нуждается в особом внимании?

— Надо и дальше продвигать социальную политику нашего государства. Можно достигать высоких успехов в развитии экономики, наращивать военную мощь, но то, что касается жизни человека, — это, по-моему, самое главное. Если люди чувствуют себя защищенными, уверенными в завтрашнем дне, ощущают заботу государства, то есть стимул жить, трудиться, растить детей. 

Знания любят тишину

— Благодаря вашему упорству и неравнодушию были открыты многие неизвестные страницы военной истории Новоельни. Несколько десятилетий назад вам на глаза попалась статья о таинственно исчезнувших в первые дни войны детях-иностранцах. Это стало началом многолетнего пути к созданию уникального музея «Дети лихолетья». Сколько сейчас в нем экспонатов?

— Более 6 тысяч. Все собрано мной, детьми, членами педагогического коллектива Новоельнянской средней школы, жителями поселка. Сколько экскурсий здесь побывало, сложно сосчитать. Приезжают не только из Дятловского района, но и из Новогрудского, Лидского, Слонимского. Мы были включены в пилотный проект, в основе которого проведение уроков истории на базе нашего школьного музея. Приезжали по 40 старшеклассников из разных концов Гродненской области. И знаете… Когда я вела эти уроки, стояла невообразимая тишина. Настолько все были увлечены. С прошлого года к нам даже стали привозить первоклассников. И тоже есть контакт! Почти час они увлеченно слушают, не отвлекаются, не шумят.

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter