В Сморгони прошли мероприятия мероприятий, приуроченных к 100–летию начала Первой мировой войны

Урок истории длиной в 100 лет

100 лет назад в Сморгони проходила линия жестокого противостояния российских и германских войск...
Могилевская дружина, Минская, Туркестанский полк, Лидский, Сибирский, Орловский, Уральский, Бобруйский, Забайкальский, Заамурский, Неманская безоружная рабочая дружина, Осовецкая, Витебская, Черниговская, Люблинская, Барановичская... Кажется, можно географию изучать по надписям на мраморных мемориальных плитах с именами солдат, сложивших свои головы на белорусской земле в ходе Первой мировой войны. Она продолжалась полторы тысячи дней и ночей, охватив три континента. В той или иной мере в ней приняло участие около четырех десятков государств с общим населением в полтора миллиарда человек. Потери были огромные — 10 миллионов убитыми и умершими от ран, 20 миллионов раненых, а сколько еще пропало без вести...

Вчера в Сморгони собрались горожане, представители власти, дипломаты, духовенство... Место выбрано не случайно. 100 лет назад здесь проходила линия жестокого противостояния российских и германских войск. От города остались руины и горстка жителей. Но германский план устроить тут «русские Канны» — то есть грандиозное поражение — провалился.

Интересуемся у вице–премьера Анатолия Тозика, председателя республиканского оргкомитета по проведению торжественных мероприятий, приуроченных к 100–летию начала Первой мировой войны, насколько важна в наши дни эта деятельность? Анатолий Афанасьевич не скрывает волнения:

— Сегодня мы обращаемся к скорбным дням — началу Первой мировой войны. Мы о ней очень мало знаем. А забвение — это национальное бедствие. Надо сохранить память о людях, на долю которых выпали тяготы войны. Сегодня мы увидим начало строительства мемориального комплекса в честь героев, всех жертв. Это будет наш общий памятник о той войне, который мы должны построить в ближайшие 4 года, к 100–летию завершения войны. Здесь полегли сотни тысяч русских, белорусов, представителей других народов, входивших в Российскую империю. И будет правильно, если сейчас мы объединим усилия здесь, в городе, который был стерт с лица земли, чтобы создать мемориал на месте, где шли кровавые бои.



Композиция «Крылатый гений солдатской славы» (на снимке) и другие уже установленные скульптуры производят впечатление. Работник одного из соседних хозяйств Андрей Устинович, пришедший сюда вместе с сотнями других местных жителей, делится личным:

— Давно пора было создать что–то подобное. Мой дед воевал в той войне. Прадед был вынужден эвакуироваться за Урал. Приведу сюда детей и внуков, объясню, что такое война...

По понятным причинам живых участников тех событий уже нет. Но остались военная форма и вооружение, фотографии и документы. Ознакомиться с сотнями таких экспонатов можно на уникальной выставке, открывшейся в Сморгони.

Вспоминая события вековой давности, мы в очередной раз заявляем о необходимости надежного обеспечения мира и стабильности на нашей земле, сохранении памяти о трагических уроках истории, уважении к защитникам Отечества всех поколений. Это повод напомнить, насколько хрупок и непрочен бывает мир, повод вспомнить о тех, кто менее всего задумывался о причинах войны, но самоотверженно шел на передовую, чтобы защитить от врага свое Отечество, сказал в своем выступлении на митинге–реквиеме, проходившем вчера и на Минском братском военном кладбище 1914 — 1918 годов, министр обороны Беларуси Юрий Жадобин. На фронтах Первой мировой вместе сражались русские, украинцы, белорусы, представители балтийских и закавказских народов. «Наши земляки составляли значительную часть кадрового, офицерского корпуса армии и флота, многие из них командовали полками, бригадами, дивизиями и корпусами», — отметил министр. Они проявили высокое мужество и самоотверженность. Слова благодарной памяти героям звучали также в выступлениях Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Беларуси Александра Сурикова, заместителя председателя Мингорисполкома Игоря Карпенко.

Официальное открытие мемориала на месте братского военного кладбища в Минске состоялось в августе 2011 года. Здесь покоится прах 5 тысяч воинов — представителей 830 воинских формирований, скончавшихся от ран в 89 лазаретах, госпиталях и больницах (одна из них находилась непосредственно вблизи кладбища). Имена более двух тысяч человек увековечены на плитах возле часовни: офицеров, вольнонаемных, но больше всего — простых солдат, которые так и не вернулись к своим семьям, к родным порогам...

Рядом с литым ограждением мемориала братского кладбища сохранилась большая раскидистая яблоня. Еще стоят только первые дни августа, а ее ветви уже гнутся до земли под тяжестью спеющих на жарком солнце плодов. Горожане, проходя мимо, с любопытством обращают на дерево внимание — все–таки практически центр мегаполиса... Сто лет назад оно, конечно, здесь не росло. Но на других похожих яблонях в тысячах и тысячах садов спели такие же светящиеся яблоки. Вот только порадоваться им было некому... Всю радость жизни перечеркнула своим черным автографом война. Война — тварь, плохо истребимая и по сию пору. Но мы хотим видеть на своем горизонте только мирные краски доброй радуги надежды. Поэтому помним... Вечная память.

bibikov@sb.by
ulitenok@sb.by
Советская Белоруссия №144 (24528). Суббота, 2 августа 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter