Управдом — друг человека

В Могилеве возрождают домовые комитеты
В Могилеве возрождают домовые комитеты

В том, что новое — хорошо забытое старое, могилевчане убеждаются на собственном опыте: в городе возрождается институт управдомов (только в одном Ленинском районе их уже 456). И хотя проверки на профпригодность они не проходят, никаких экзаменов не сдают и вообще работают исключительно на добровольных началах, со своими обязанностями большинство из них справляется прекрасно.

— Из 94 домов на нашей территории управдомы есть почти в каждом, — говорит директор ЖЭУ N 7 Виктор Гурский. — Главная задача управдома, которого выбирают сами жильцы, — следить, чтобы в доме и на прилегающей к нему территории царили порядок и чистота. Кстати, с появлением управдомов многие проблемы стали решаться гораздо более оперативно. К примеру, раньше, если лифт испортился, жильцы могли не один день молча ходить пешком, а управдом сразу вызывает мастера. То же самое с сантехником: если он не появился вовремя или выполнил работу некачественно, управдом непременно сообщит об этом диспетчеру. Благодаря управдомам мы большинство подъездов уже закрыли на кодовые замки, во многих домах установили приборы учета тепла, ставим индивидуальные счетчики на воду. На то, чтобы обойти все квартиры, поговорить с жильцами, собрать с них деньги, требуется немало сил и времени. У управдомов возможности есть — чаще всего на эту работу соглашаются женщины, которые только–только вышли на пенсию и еще полны сил и энергии. Есть среди них бывшие библиотекари, продавцы, строители, педагоги. Благодаря настойчивости бывшего учителя Татьяны Орловой, которая заведует 100–квартирной пятиэтажкой на улице Королева, уже отремонтировали кровлю, начали ремонт фасада. Дому этому 32 года, крышу периодически латали, но управдом настояла на том, что пора делать капитальный ремонт, грамотно обосновала свои требования. Сейчас благоустраиваем дворовую территорию, с помощью жильцов обустраиваем детскую площадку с качелями, турниками, цветными скамеечками.

У Татьяны Орловой действительно порядок и чистота не только в доме, но и во дворе. Еще на подходе к нему — клумбы, яркие детские качели. Но больше меня удивило другое — прежде чем зайти в подъезд, люди вытирали ноги о коврик. Эти самые тряпичные коврики лежат здесь не только возле квартир, но и возле подъездов. А еще на улице стоят обычные, «домашние», мусорные ведерки, так что даже малышня не бросает конфетные фантики куда попало.

Благодаря Татьяне Иосифовне появились не только новая крыша, но и кодовые замки, счетчики тепла, кабельное телевидение — управдом не поленилась, добросовестно обзвонила с десяток организаций, чтобы найти самые приемлемые расценки. Узнав о том, что в домах, построенных в 60–е годы, случалось, обваливались подъездные козырьки, Татьяна Иосифовна настояла, чтобы все 6 подъездных козырьков в их доме укрепили трубами–подпорками. В ЖЭУ дали «добро», со дня на день обещали прислать мастера.

Вот уже несколько месяцев никто из живущих в этом доме не курит на лестничной площадке — дымят на собственных балконах или выходят на улицу. Борется управдом и со злостными должниками. Распечатывает их фамилии на компьютере (у некоторых задолженность по квартплате составляла по 500 тысяч рублей) и вывешивает на подъездные двери. Говорит, многие предпочитали рассчитаться с долгами как можно скорее, видать, никому не хочется попадать в «черный список».

— Забот хватает, — делится Орлова. — Чтобы везде был порядок, надо всегда быть начеку. К примеру, выбили подростки стекло на лестничной клетке — иду к родителям. А одного жильца за год 7 раз в милицию сдавала за то, что он, извините, гадил в подъезде. Доводилось и самой выступать в роли сыщика. Как–то в одном из подъездов пропали занавески, мы вора вычислили, нагрянули к нему домой поздним вечером и поймали с поличным.

Жильцы говорят, что хоть и живут здесь давным–давно, только сейчас смогли сдружиться по–настоящему. Ведь работать приходится вместе — убирать подъезды, красить, высаживать цветы. «Управдом защищает наши интересы, работа у него нелегкая, нервная, а ему за это ничего не платят. Непорядок», — соглашались женщины и тут же добавляли, что готовы ежемесячно давать из собственного кошелька тысячу–две на зарплату управдому.

— Управдомы тоже бывают разные. Все зависит от внутренней культуры, — считает заместитель директора Октябрьского ЖРЭУ Татьяна Ронжина. — В одних домах такая красота, на каждом этаже целые цветочные оранжереи, такое не у каждой хозяйки дома увидишь. А другой человек идет в управдомы, потому что по натуре скандалист и жалобщик, а сам палец о палец не ударит, чтобы сделать свою территорию красивой. Домовые комитеты созданы при каждом из восьми наших ЖЭУ, но опять–таки разве может один человек уследить за порядком, когда на его территории 60, а то и больше домов?! Совсем другое дело, когда управдом занимается одним домом.

Любовь Блиндова, живущая в доме N 36 по проспекту Шмидта, заведует подъездом, и он у нее в идеальном состоянии. На стенах — ни пятнышка, ни царапинки, повсюду картины, детские рисунки, на окнах — тюль, а цветов на каждом этаже по 10 — 20 вазонов. К Новому году жильцы ставят на площадке елку, вместе ее украшают. Праздники здесь тоже отмечают вместе — на третий этаж ставят большой стол, самовар, каждая хозяйка несет свои коронные блюда, выпечку. И работают дружно. Выкорчевали старый кустарник, разбили у дома клумбы, причем с удовольствием возятся с цветами (здесь и пионы, и маргаритки, и нарциссы, и ромашки) и подростки, и 80–летняя бабуля.

Помните, как говорила в фильме Гайдая неподражаемая Нонна Мордюкова: «У нас управдом — друг человека». Так и есть. Ведь толковый управдом своих жильцов в обиду не дает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter