ЖИТЕЛЬ одной из деревень Пуховичского района с редким упорством донимал райисполком одной и той же жалобой. Полагал, что улица, на которой он проживает, должна быть заасфальтирована. На место выезжали комиссии, жгли топливо, отвлекали от основной работы специалистов. Все приходили к выводу: согласно нормативным требованиям проезжей части достаточно гравийного покрытия. Об этом сообщали заявителю. Но поток писем не останавливался.
Теперь есть способ остудить пыл хронических сутяжников. С 23 января вступил в силу обновленный закон об обращениях граждан и юридических лиц.
— У нас появилась возможность воздействовать рублем на тех, кто систематически направляет необоснованные или ложные жалобы, — пояснил начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Пуховичского райисполкома Дмитрий Губор. — Если от человека в течение года поступило три и более таких заявлений на одну и ту же тему, это дает право подать на него в суд для взыскания расходов на рассмотрение жалоб.
Положительно отозвалась о нововведении и управляющий делами Барановичского райисполкома Галина Ланкуть. В районе несколько человек, многократно пишущих в различные инстанции по вопросам, на которые им уже давно дали ответы. Один сельчанин требует ремонта дома, хотя обязан сделать его за свой счет. Другой недоволен температурой в квартире, но комиссии всякий раз подтверждают ее соответствие санитарным нормам.
— Однако, — говорит Галина Владиславовна, — чтобы применить закон на практике, нужна методика расчета затрат на проверку жалоб. Ее, к сожалению, пока нет. Хотя между принятием нормативного акта и вступлением в силу прошло полгода.
В законе появились и другие новшества. Теперь к электронным обращениям, которые подаются представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия. В каких случаях это нужно?
— Если человек будет отстаивать интересы недееспособного, — пояснила начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Бобруйского райисполкома Наталья Тропина, — то надо сначала обратиться к нотариусу, получить документ, подтверждающий такое право, отсканировать его и прислать вместе с электронным письмом. Если этого не будет, обращение не станут рассматривать.
Есть некоторые уточнения в уже действующие положения. Например, если в письме недостаточно персональных данных заявителя, ему предлагается устно или письменно их дополнить. При коллективных обращениях ответы направляются первым в списке или отправителю, если нет адреса первого, с просьбой проинформировать остальных.
Почему появилась необходимость в нововведениях? Власть всегда готова откликнуться на просьбы и пожелания людей, помочь в сложных ситуациях. Поскольку жизнь меняется, то нужны и иные подходы к решению возникающих проблем. Естественно, если они обоснованные. А на любителей вести тяжбы, как видим, тоже нашли управу.
gedroiz@sb.by