Яблочный бизнес в Беларуси

Упавшее яблоко раздора

Зачем вообще везут яблоки в нашу яблочную страну?
Случайно подслушала разговор в гипермаркете. Передо мной стояла бабушка с большим пакетом яблок. Кассир: «Яблоки какие брали?» — «Наши, белорусские, по 4500», — отвечает покупательница. «У нас все белорусские».—  «Ну как же. Там на некоторых наклейки...» Кассирша: «Говорю вам: все белорусские. Так в документах записано». Не смея перечить железной логике торгового работника, бабушка как-то растерянно забирает свои яблоки и поспешно уходит. Тут уж любопытно стало мне, что ж там за яблоки такие?

На самом деле, девушка-продавец либо работает недавно, либо что-то перепутала. На полках отдела оказалось шесть видов яблок, и только один из них — белорусские фрукты. При этом внешний вид нашего яблочка ничем не уступал заграничному. Крупные, краснобокие, ароматные. Рядом польские — небольшие, выглядят вяло, на многих отчетливо видны коричневатые вмятины. Аргентинские — чуть лучше, но какие-то «неживые», что ли. Будто из пластмассы. Давно, видать, лежат: яблоки сейчас не особо хватают. Вот арбузы, дыни, персики — другое дело. Собственно, зачем вообще везут яблоки в нашу яблочную страну?


Прокатитесь мимо деревенских, дачных и колхозных садов и увидите — они ломятся от урожая. В этом году лишь несколько районов Гродненщины пострадали от ранних заморозков, остальным есть чем похвастаться. Куда девать, куда пристроить яблоки? Тут уж кто во что горазд. Кто-то консервирует, кто-то стоит вдоль дорог, дожидаясь, пока проезжающие мимо автомобилисты купят их пару ведер. Сельчане часть продают кооператорам, остальное — закапывают прямо под яблоней. И глаза не мозолят, и на рынок везти не надо. Да, кооператоры купили у населения 6 тысяч тонн яблок, но в магазинах вы их не увидите. Они пойдут на сок или плодово-ягодные вина. Заместитель председателя Гродненского облпотребобщества Жанна Ильина признается: хранить яблоки негде. Те, что закупают у населения по 500 рублей, как правило, не имеют товарного вида. За «приличный» сорт дают от 3 до 5 тысяч — и сразу в магазины. Но таких мало, по всей области и 200 тонн не набрали. 


Кстати, во многих западных странах давно придумали, как «бороться» с урожаем. Открыли частные заводики по переработке ваших яблок в ваш сок. Заплатили деньги, приехала машина, забрала яблоки, а вернули уже готовый продукт — натуральный продукт в фирменных бутылках. Красота! С кооператорами понятно, а как же сельхозкооперативы? Есть на Гродненщине передовые хозяйства, способные вырастить столько яблок, что и себе хватит, и на экспорт останется. К примеру, в СПК «Прогресс-Вертелишки» в этом году рекордный урожай — 350 центнеров с гектара. В среднем по стране этот показатель — 31 ц/га. По подсчетам аграриев, в области выращивают четвертую часть всех яблок в республике. И где же они?


Может, в этом году хозяйство разбогатеет, сыграв на продуктовых играх мировых держав? Но не все так просто. Заместитель председателя сельхозкооператива Александр Горошко рассказывает, как непросто пристроить в гродненские магазины даже высококачественную продукцию. Ежегодно они заключают договоры с государственными торговыми точками, закладывают для них стабилизационные фонды, но часть заявленных объемов остается лежать, что называется, до лучших времен. С экспортом дела обстоят лучше, но все равно это не те цифры, которые могут сделать серьезную экономику. В день из Вертелишек в Россию отправляют 1—2 фуры отборных яблок. Хотелось бы больше, но кто-то успевает перехватить лидерство, причем не всегда законным путем.


«Бывает, захожу в гродненский магазин, вижу какие-то помятые яблоки, на этикетке в графе «Производитель» указан наш сельхозкооператив. Но яблоки-то не наши, все 30 сортов знаю по виду и по вкусу. Говорю продавцу: «Зачем обманываете покупателя? Сейчас же снимите с этого фрукта наше «имя», — рассказывает реальную историю Александр Горошко. Этот факт свидетельствует о том, что «родные» яблоки все-таки пользуются спросом. Не все гонятся за импортом. К тому же вот недавно в польских «заразу» какую-то обнаружили, люди пострадали. Кому ж такое надо? 


Во всем происходящем видится несоразмерность усилий и смысла выращивания подобной продукции. Людям хочется вкладывать силы, чтобы получать результат. А в итоге — нет справедливой цены, лишь единицы заинтересованы в отечественном продукте. Из года в год со всех сторон сыплются бесконечные жалобы сельчан: «Сколько всего пропадает! А мы давимся заграничным…»

Татьяна КОНДРАТЬЕВА


tanula.K@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter