Государство дало многодетной семье квартиру, но малышей уже год как туда не пускают

Унесенные метром

Эта история из разряда тех, в которые трудно поверить. Вот и Алена Майорова (имена и фамилия героев материала изменены) обратилась к журналисту «Р» только после того, как сама на протяжении года безуспешно пыталась решить проблемную ситуацию. Сегодня многодетная мама, воспитывающая троих детей, один из которых — ребенок-инвалид, живет в съемной квартире. А в новенькой трешке по соседству (около 95 процентов стоимости которой оплатило государство, улучшившее таким образом жилищные условия многодетного семейства) обитает теперь уже бывший супруг. Один. По словам нашей героини, вот уже год он отказывается прописывать в новой квартире ее и детей, препятствует их вселению. Как такое стало возможно, попыталась разобраться «Р».

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Все начиналось хорошо

Она искусствовед. Андрей тоже человек творческой профессии. Встретились, влюбились, поженились. Сначала родился Егор. Через три года на свет появилась Настя. Несмотря на благозвучное имя, девочке не повезло: роды были сложными, врачи диагностировали у нее тяжелое заболевание. В трехлетнем возрасте малышке поставили диагноз аутизм. Наверное, больной ребенок сыграл определенную роль в том, что отношения в семье стали портиться. Хотя, как утверждает Алена, они и изначально не были образцово-показательными. Мы можем сейчас долго рассуждать о женской наивности и легковерности, но все это легко делать, когда наблюдаешь со стороны. А когда на руках уже есть двое детей, уходить некуда, а ты думаешь, что стена недопонимания в отношениях вот-вот исчезнет, все намного сложнее.

Так получилось и в семье Майоровой. Жизнь была похожа, как выражается Алена, на качели: сегодня муж — примерный семьянин, завтра — инфантильный подросток. Рожая третьего ребенка, Машеньку, Алена надеялась, что вот-вот муж все-таки остепенится. 

Не получилось. Многодетное семейство — весьма нелегкий груз. Судить кого-то сейчас мы не имеем права, но проанализировать различные точки зрения обязаны. Хотя бы во избежание подобных ситуаций. Итак, наша героиня рассказывает: 

— Мы с детьми жили за счет детских пособий и пенсии на больную Настю. Зарплаты мужа я не видела — он считал, что мне с малышами достаточно государственной поддержки. Супруг стал все чаще задерживаться на работе или вообще не приходил домой. Я терпела: мы жили на съемной квартире, которую оплачивал он. Родственников в городе у меня нет, значит, и поддержки никакой. Но после одной из ссор супруг просто выставил мои вещи на улицу. Я стала в срочном порядке искать жилье. Перебралась с малышами в арендованную квартиру. Подала на алименты, но он отказался платить их добровольно. 

Через некоторое время Андрей объявился. Сообщил, что есть возможность получить жилье с господдержкой как многодетным — подошла очередь. Аргументировал: сделать это нужно ради детей — они в их разногласиях никак не виноваты. Но возможно, и их отношения, мол, получат новый импульс. Алена на это уже особо не надеялась, но ради детей подписала нужные документы — так как на очереди стоял Андрей, квартиру оформили на него. На всех пятерых были выделены субсидии. 

Замкнутый круг

Сейчас Алена очень сожалеет о своей доверчивости, она даже предположить не могла, чем все закончится: 

— В конце февраля прошлого года Андрей получил две связки ключей от нашей новой трешки, а через два дня туда заселился. Наш комплект ключей тоже оставил у себя. Я сразу же обратилась в милицию — написала заявление, что он препятствует вселению в новую квартиру. Там в помощи отказали, сославшись на п. 2 ч. 1 ст. 9.6 (отсутствие в деяниях признаков административного правонарушения). Через полгода по совету юриста службы соцзащиты я написала повторное обращение в правоохранительные органы. Итог — тот же. Проверка была прекращена, мне посоветовали в случае наличия фактов домашнего насилия в отношении меня и моих близких обратиться за психологической помощью и поддержкой на бесплатную горячую линию. 

Дальше были письма в иные инстанции. Я смотрю ответы из отдела образования администрации Октябрьского района Витебска (Алена с детьми тогда жила на его территории). Стоит процитировать: «Отдел по образованию администрации Октябрьского района г. Витебска, выполняющий функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, на Ваше заявление вх. № К-61 от 17.10.2019 сообщает следующее: «…в функции органов опеки и попечительства не входит защита прав и законных интересов несовершеннолетних, имеющих законных представителей. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями» по заявлениям граждан к административным процедурам, осуществляемым отделом, не относится административная процедура 13.1 «регистрация по месту жительства граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь».

Дорогие читатели, надеюсь, вы еще не забыли в потоке этих сухих строк о том, что речь идет о вселении в квартиру несовершеннолетних детей из многодетной семьи, которым ГОСУДАРСТВО купило жилье почти год назад, но куда их не пускают? 

Что делает дальше мама? Пишет письмо тем, кто наделен обязанностями регистрации граждан (в расчетный центр № 8 Витебского областного расчетно-справочного центра) и просит зарегистрировать детей и себя в предоставленном им жилье. Оттуда приходит ответ. Общий смысл — отказать, так как у заявительницы нет полного пакета нужных для этого документов. Отсутствует письменное разрешение собственника жилья.

Замкнутый круг? На руках — девятилетний Егор, шестилетняя Настя, которая очень нуждается в реабилитации (время никак нельзя упускать), и четырехлетняя Маша. А маме приходится вырывать время и средства на безуспешные переписки, поиски адвокатов. Де-юре — государство дало жилье многодетной семье. Де-факто — дети не имеют возможности в нем жить. И сегодняшняя реальность — никто не может помочь восстановить справедливость. Сухие отписки — не лучший способ оказать конкретную помощь и направить искателя правды по нужному пути. 

Правда — только в интересах детей

Итак, больше года папа обитает один в «детской» квартире. Согласитесь: если бы не Егор, Настя и Маша, которые, по сути, и являются настоящими хозяевами, ему бы этого жилья не видать. Дети сейчас живут по соседству — Алена сняла квартиру в ближайшем доме. Пару месяцев назад супруги развелись — инициатором был Андрей. Потом он закрыл дверь на ключ и уехал на заработки за рубеж. Теперь все переговоры с бывшей женой мужчина ведет через адвоката. 

Да, дело дошло-таки до суда, куда была вынуждена обратиться Алена, чтобы заселиться в квартиру. Идет дележка комнат и квадратов. Многодетная мама мечется между детьми и юридическими консультациями. Доказывая очевидное с помощью юристов, выбрасывает на ветер немалые суммы. А можно ли было всего этого избежать, помочь ей и малышам без судебных разборок? И сразу, а не через год после выдачи ключей, заселиться?

Заместитель председателя областной комиссии по делам несовершеннолетних Тамара Олехнович уверена: свою роль сыграл человеческий фактор. Просто в тех инстанциях, куда стучалась многодетная мама, не нашлось человека, который бы взял на себя координацию действий. Серьезно, по-мужски поговорил с отцом детей. Объяснил ответственность за самоуправство, вынудил дать комплект ключей супруге. Взял бы их обоих за руку и отвел для оформления официальной регистрации.

Пока же факт остается фактом — жилищные проблемы многодетной семьи решены лишь на бумаге. Вывод: какие бы ни были отношения между супругами, дети ни в коем случае страдать не должны. 

КОММЕНТАРИЙ

Анжелика Михайлова, главный специалист отдела по образованию администрации Железнодорожного района Витебска:

— О непростой ситуации в семье мы узнали совсем недавно — к нам мама ранее не обращалась. Мы поддержали ее исковые требования в суде. Дети должны быть зарегистрированы и проживать в собственном жилье. Берем проблему на контроль, готовы оказать психологическую помощь и содействие в дальнейшей реабилитации маленькой Насти. 

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter