Умей вертеться

Кризис, как строгий экзаменатор, указал на системный недостаток экономики — производителям не хватает умения продавать. Об этом уже много сказано. Но есть что добавить...

Кризис, как строгий экзаменатор, указал на системный недостаток экономики — производителям не хватает умения продавать. Об этом уже много сказано. Но есть что добавить.


В «СБ» от 5 мая был опубликован материал «Свое и чужое». В нем, в частности, приводились конкретные факты: в московских интернет–магазинах телевизоры «Горизонт» стоят гораздо дешевле, чем в минском ЦУМе и даже фирменном горизонтовском магазине.


В редакцию пришло письмо–комментарий за подписью замминистра промышленности Г.Свидерского. Процитирую ключевой абзац: «Полагаем некорректным сравнивать стоимость продукции на сайте интернет–магазина Российской Федерации и на сайте ЧУП «Торговый дом «Горизонт» Минска, цель которого — оповестить потенциальных покупателей о стоимости предлагаемого товара на прилавках. На сегодня интернет–торговля менее затратна по издержкам при осуществлении своей деятельности, чем стационарные торговые объекты».


Замечание, безусловно, резонное. Фирмы, специализирующиеся на интернет–торговле, размещаются на скромных площадях (экономия на аренде и коммунальных платежах), имеют небольшой штат работников (экономия на заработной плате и отчислениях в фонд соцзащиты). Виртуальным магазинам не нужны складские помещения и служба охраны. Получили заявку на конкретную модель — отправились на склад производителя, доставили товар покупателю. Очевидно, такая форма торговли удобна и пользуется все большей популярностью у населения. Об этом свидетельствует рост количества интернет–магазинов в байнете. Но вот парадокс: упомянутых телевизоров «Горизонт» на наших интернет–ресурсах нечасто встретишь, хотя иностранные брэнды представлены широко. Та же картина и по многим другим белорусским товарам.


«На вашем сайте можно заказать «Самсунги», «Филипсы» и «Панасоники», но только не белорусские телевизоры. Почему?» — поинтересовался я у владельца выбранного наугад интернет–магазина, индивидуального предпринимателя Виктора Слыша. Собеседник заверил, что не против продавать «Горизонты». Но завод–производитель предлагает индивидуальным предпринимателям прайсы, которые делают проблематичной конкуренцию с ГУМом, ЦУМом и крупными частными магазинами.


Попросил прокомментировать этот факт представителей «Горизонта». В дирекции завода рассказали, что ГУМу и ЦУМу предлагаются более выгодные отпускные цены, чем частным предпринимателям, потому как это большие магазины и к тому же государственные. «Это наши надежные давние партнеры. Мы что, должны «положить» крупную госторговлю в угоду мелкому частному бизнесу?» — примерно таким был ответ.


Лично мне бы не хотелось, чтобы кто–то кого–то «положил». Но и логику заводского руководства я не очень–то понял. (Особенно на фоне складских запасов, равных квартальному объему производства.) Ведь стационарная торговля так или иначе будет существовать хотя бы потому, что не все покупатели — пользователи сети. Однако зачем отталкивать мелких предпринимателей, работающих в динамичном интернет–сегменте?


Ведь сейчас такое время, когда товар, как говорится, нужно продавать хотя бы по чайной ложке. И здесь как раз была бы полезна кооперация крупных государственных производителей с мелким частным бизнесом и даже предпринимателями–одиночками. Но ее почему–то нет. В одном случае мешают громоздкие административные процедуры (см. колонку Екатерины Чижик в «СБ» от 19 июня): вывезти за рубеж белорусскую одежду ипэшнику оказывается гораздо сложнее, чем ввезти в страну импортную. В другом — ценовая политика заводов.


Удивляет позиция некоторых чиновников. То, что интернет–торговля экономичнее стационарной, вполне понятно. Но пора бы от констатаций перейти к чему–то реальному, включить все рычаги. Если ИП хотят продавать белорусское, почему не дать им зеленую улицу? В отличие от опекаемых государством крупных предприятий наш микробизнес привык рассчитывать только на себя. Суровую рыночную формулу «Хочешь жить — умей вертеться» они давно выучили назубок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter