Умеем ли встречать Рождество?

Почти 90 процентов граждан нашей страны относят себя к той или иной конфессии — и примерно две трети из них реализуют свои убеждения, отмечая религиозные праздники. Но умеем ли мы встречать главное событие года — Рождество?

У нас есть замечательные традиции празднования светлого Христова Рождества. Это касается прежде всего святок. Даже само название праздника — «свята» — по-белорусски отражает истинное предназначение такого дня. Главная особенность святкований — пение «колядок». Мне очень дороги воспоминания моего пребывания в семинарии: этого периода мы ждали с особыми чувствами. Как приятно было нам, семинаристам, заходить в Жировичах в те дома, где нас ожидали с радостью и нетерпением, и петь квартетом!

Нужно признать, что сегодня традиции празднования святок, например, в Украине, сильнее, чем у нас (исключая, пожалуй, Брестчину и Западную Беларусь). На белорусском языке, к сожалению, намного меньше составлено рождественских песнопений, кантов. Можно говорить об относительной бедности собственных традиций.

С легкой руки СМИ мы не всегда понимаем истинное предназначение праздника Рождества, его символизм, скрытые смыслы. Колядование превращается в маскарад, когда молодежь ходит от двора к двору в погоне за «халявой». Пост — в диету. У нас любят культивировать православную кухню — чего только не услышишь: и какие блюда нужно приготовить, и сколько свечей зажечь… До первой звезды христиане ранних веков совсем не вкушали пищи. А с появлением первой звезды на небе ели сочиво — особое блюдо из вареных зерен. Эта традиция соблюдается верующими и по сей день. И о ней очень любят писать на полосах газет и вещать с экранов телевизоров. Но есть одна особенность богослужения этого дня, о которой не знают. Есть можно уже после вечерни, которая совершается утром!

Но будем верить, что люди со временем все более будут приобщаться к лучшим рождественским традициям. Из домов и квартир будут доноситься «колядки», под елки будут ставиться вертепы (маленькие скульптуры, изображающие сцену поклонения Богомладенцу в Вифлеемской пещере). А в детских домах, больницах будут появляться подарки не только от сестер милосердия, волонтеров, но и от простых граждан.

Количество приходящих в храм людей, конечно, радует. Нужно еще спросить: а сколько среди них по-настоящему верующих? Ведь если мы говорим о духовности народа в целом, то ее составляют носители духовности — сами люди. Нам еще много нужно работать, чтобы по-настоящему быть носителями духовности. С Божьей помощью люди приобщаются к духовной культуре. И, слава Богу, государство к этому прилагает много усилий. Ведь без этого не может быть будущего нации.

К тому, что в Беларуси Рождество отмечают сразу по двум традициям летоисчисления — 25 декабря (по юлианскому календарю) и 7 января (по календарю григорианскому), — стоит относиться как к исторической данности. Настоящий христианин движим любовью, поэтому его не должно возмущать празднование Рождества одних в то время, когда для него продолжается пост. Можно признать неудобство такого факта для тех семей, члены которых принадлежат к разным конфессиям. Но опять же повторюсь: «двойственность» празднования Рождества — не повод для каких-то разладов. Если большинство нашего населения составляют православные и католики, то совершенно естественно воспринимать двойное празднование главных христианских праздников.

Отец Евгений СВИДЕРСКИЙ, уполномоченный Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви по связям со СМИ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter