Ума потолок

«Огонек» выяснял, действительно ли человечество глупеет

Человечество становится глупее, потому что "стареет",— с такими сенсационными заголовками вышли на днях западные СМИ. Оказывается, наш IQ больше не растет так, как раньше. Что случилось, выяснил "Огонек".

Фото: Reuters

Сенсация пришла из-за рубежа: в авторитетном научном издании Intelligence были опубликованы результаты масштабного исследования интеллекта и памяти, проведенного Робином Моррисом из Королевского колледжа Лондона и его коллегами. Публикация произвела фурор — ведь сама тема до сих пор порождает споры.

Для начала научный факт: за последнее столетие, примерно с 1930-х, человечество становилось все умнее. Судя по тестам, наш IQ рос примерно на 3 пункта за десятилетие — это много. Первым, как считается, на феномен обратил внимание новозеландский исследователь Джеймс Флинн — в его честь и назвали этот эффект.

Флинн оперировал данными с 1932 по 1978 год,— рассказывает профессор МГППУ Виктория Юркевич.— Он проанализировал результаты тестирования призывников (их интеллект измеряли с помощью теста Джона Равена — одного из самых известных тестов) и обнаружил, что в течение десятилетий их IQ постоянно рос. Да, в разных странах этот показатель демонстрировал разную динамику. Где-то, например в России, такие измерения на большой выборке тогда вообще не проводились (у нас к тестированию на IQ до сих пор относятся настороженно). Тем не менее, тенденция была зафиксирована.

В чем причины? Здесь, как отмечает Юркевич, начинается территория догадок: версии имеются, но окончательного объяснения тому, почему человечество поумнело на глазах, нет до сих пор. Среди гипотез прежде всего влияние средовых факторов: изменились методы обучения, его доступность и обязательность, в ряде европейских стран изменилась структура семьи (детей стало меньше, а внимания к ним, соответственно, больше). Улучшилось питание, снизилось число инфекционных болезней, информационная сфера стала более насыщенной и значительно усложнилась.

— Возможно, что в определенной степени на развитие интеллекта повлиял и генетический фактор,— отмечает эксперт.— Изменилась мобильность общества, резко увеличилось число межнациональных браков...

Звучит убедительно, однако сомнения остаются: может, феномен связан с чем-то другим? А может, это и вовсе статистический казус? И вот очередная попытка найти ответы от Робина Морриса и его коллег.

— Авторы попытались посмотреть, есть ли какие-то когнитивные показатели помимо интеллекта, где действует эффект Флинна,— рассказывает психофизиолог Илья Захаров из лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, который ознакомился с результатами нового исследования по просьбе "Огонька".— Они изучали разные виды тестов — на зрительную и вербальную рабочую память... В результате оказалось, что эффект Флинна действует и для нашей памяти: начиная с 1970-х она действительно крепла. Вплоть до последнего времени.

Еще один статистический парадокс, а по сути научная загадка,— в последнее время эффект Флинна действовать перестал. Ученые с удивлением фиксируют: рост IQ замедлился и даже, по некоторым данным, снизился. Мнения в научном сообществе разделились: кто-то полагает, что это лишь кратковременная "коррекция", а кто-то, напротив, считает, что люди достигли своего интеллектуального пика. Однако саму тенденцию исследование Робина Морриса, похоже, подтверждает.

— Один из показателей рабочей памяти действительно начал падать,— говорит Илья Захаров.— В этом смысле исследование подтвердило не только наличие эффекта Флинна, но и существование незначительного антиэффекта.

С чем это связано? Как отмечают западные СМИ, руководитель исследования Робин Моррис не стал говорить о возможных причинах, что и понятно — тема взрывоопасна. Однако частично падение рабочей памяти у жителей более развитых стран может объясняться старением населения. Эксперты, к которым обратились журналисты, разводят руками: гипотеза интересная, но нужны дополнительные тесты. Сказано же: территория загадок.

В лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН "Огоньку" пояснили: замедление эффекта Флинна и правда наблюдается, однако судить о его масштабах можно будет позже — нужна выборка за несколько десятилетий. Почему рост IQ остановился? Эксперты лаборатории напоминают о гипотезе дизгении: интеллект отрицательно связан с фертильностью. По сути, чем умнее человек, тем у него меньше детей, а значит, в каждом следующем поколении человечество все больше теряет в развитии интеллекта. Другой вопрос, почему этот антиэффект начал действовать сейчас? И универсален ли он?

— По всей видимости, для развитых стран достигнут определенный потолок, то есть те факторы, которые влияли на рост IQ, "выдохлись",— говорит Виктория Юркевич.— Да и само снижение пока не слишком заметно, эффект роста остается. А в будущем, когда возникнут новые факторы, способствующие росту, он может возобновиться.

По мнению Юркевич, речь не столько о снижении общего IQ, сколько о некой коррекции, в конце концов мир вокруг тоже меняется.

— Есть такое понятие, как фактор G (или общая основа интеллекта), так вот он, по некоторым данным, слабо изменился,— говорит эксперт.— Зато меняются другие характеристики. Мы постепенно переходим от вербальной цивилизации к визуальной, дети меньше читают, говорят упрощенными конструкциями, а в чем-то, наоборот, они стали умнее. К тому же нельзя ограничиваться лишь IQ. Есть эмоциональный, социальный, художественный, психомоторный интеллекты. Кто определит, какой важнее?

В целом эксперты "Огонька" единодушны: вряд ли мы достигли интеллектуального пика. Речь, скорее, о временной "передышке" на долгом пути.

— Мозг способен меняться, благодаря новому опыту. Это так называемая нейропластичность,— отмечает Илья Захаров.— Сегодня нам уже не нужно держать в голове много информации, гораздо важнее быстро искать ее. Мы учимся быстрее переключать внимание, возрастает нагрузка на рабочую память. Не случайно сегодня появляются новые тесты, например на DQ, или коэффициент цифрового развития. Человечество развивается!

Некоторые специалисты, правда, сетуют, что прогресс не особо заметен. Наоборот, миру угрожает чуть ли не новое средневековье: войны, терроризм, болезни. Разве это соотносится с тем, что мы стали умнее?

— Это не про интеллект, а скорее про эмоции, про какие-то социальные изменения,— говорит Захаров.— По сути, это просто другая часть нашей жизни.

Экспертиза

Гибридный интеллект

Дмитрий Ушаков, завлабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН
Фото: fpp-mpsu.ru

Чтобы понять, почему эффект Флинна перестал действовать, сначала надо понять, почему наш IQ так резво рос. С этим ясно далеко не все. Отдельные составляющие роста понятны: образование, сокращение числа детей в семье, успехи медицины... Но исследователи знают: год образования добавляет примерно 1 балл с небольшим к IQ, то есть будь дело только в образовании — наш интеллект не подскочил бы и на 10 баллов за 100 лет. А в действительности рост произошел более чем на 20 баллов, то есть образование влияет, но это не главный фактор. К тому же эффект Флинна есть и у дошкольников.

С другими факторами похожая ситуация. Да и чтение текстов из прошлого заставляет усомниться, что мы так уж сильно умнее наших предшественников. Почему же тесты показывают, что IQ вырос? Мы решили провести один эксперимент, чтобы найти ответ.

Наша гипотеза была простой: раз мы стали умнее, значит, должны поумнеть и детские книжки. Мы взяли много художественных текстов и оценили их сложность по формальным параметрам — от длины слова до наличия многосоставных предложений. Дальше получили удивительный результат: за ХХ век сложность текстов... снижалась. Казалось бы, IQ человечества рос, а книжки для детей становились проще. Парадокс? Объяснение, полагаем, в следующем: мы не стали намного интеллектуальнее — просто произошло перераспределение между рациональной и эмоциональной сферой, которую художественная литература затрагивает в первую очередь. То есть люди стали более рациональными, увеличилась их способность к анализу, но при этом мы потеряли в том, что касается чувств, мыслим уже не так целостно...

Думаю, человеческий интеллект изменится еще сильнее — это влияние новых технологий. Уже сейчас из-за компьютеров и интернета некоторые наши способности меняются. Например, арифметический счет больше не нужен: сегодня проще воспользоваться калькулятором, чем считать в уме. Вполне реален и гибридный интеллект, когда мозг человека напрямую подключен к техническим устройствам. В одну сторону, от человека к компьютеру, это уже работает. Вызов в том, чтобы человек тоже научился считывать информацию с компьютера, работать заодно с ним, такие эксперименты сейчас уже проводятся.

Дело не только в интернете — на нас серьезно повлияют и неоевгенические технологии. Интеллект сильно, более чем на 50 процентов, зависит от генетики, хотя сами гены, отвечающие за него, нам пока известны плохо. Так вот, со временем возникнет возможность влиять на генетику рождающихся детей, увеличивать их интеллект... Фактически мы можем перестать существовать в той биологической форме, в которой существовали последние 100 тысяч лет,— и это уже не фантастика.

Брифинг
 
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Татьяна Черниговская, психолингвист, профессор СПбГУ

— Лингвисты все чаще отмечают, что в стране налицо оскудение языка и речи. Мы деградируем?

— Пожалуй, произошло серьезное разделение по полюсам. Ухудшился и средний уровень. Причина — значительные проблемы в системе образования... С другой стороны, в наши дни средний IQ растет. Но IQ — очень ненадежный показатель. Он демонстрирует только один из типов ума. Если бы мы проверили с помощью этого теста гениальных людей — Пушкина, Моцарта или Шекспира, то они получили бы низкие баллы. Что не отменяет их гениальности.

Источник: "Аргументы и факты" (Санкт-Петербург)

Фото: my.ilstu.edu
Джоэл Шнайдер, психолог (Университет штата Иллинойс), автор блога, посвященного измерению IQ

Человеческая способность абстрактно мыслить — недавнее явление в истории эволюции. Способность к абстрактному мышлению развивалась, как компьютерный софт — еще не доведенный до ума, латанный-перелатанный, пестрящий ошибками, пребывающий в плену предрассудков. И к тому же неустойчивый ко всяким помехам. Слабым звеном в этой системе являются уязвимые механизмы контроля рабочей памяти/внимания... И все же в наши дни у тех, кто берет на вооружение абстракции, выше шансы достичь беспрецедентного уровня благосостояния.

Источник: Scientific American (ИноСМИ.RU)

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ
Дмитрий Зимин, основатель фонда "Династия"

Мы видим, как по земному шару бегают люди с оружием XXI века в руках, мозги которых находятся в Средневековье. Приходится поражаться тому, что люди, владеющие последними достижениями науки и техники, информационными технологиями, не имеют представления о том, как устроен мир, не говоря уже о человеческом обществе. Я читал, что даже на генетическом уровне человечество подвержено отрицательному отбору: его средний IQ уменьшается просто потому, что интеллект не так уж нужен человеку, окруженному бытовыми удобствами, которому не надо спасаться от хищников, заботиться о пище.

Источник: Радио "Свобода" Материал подготовил Кирилл Журенков

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

Источник: kommersant.ru


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?