Ум хорошо,а два лучше, или Как оживить межвузовское сотрудничество

Строительство Союзного государства Беларуси и России предполагает и формирование единого образовательного пространства. Между нашими странами действуют соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, о равных правах и условиях приема и обучения в учебных заведениях двух стран, разработана концепция единого образовательного пространства. Что нужно для того, чтобы вовлечь в интеграционный процесс как можно больше вузов? Об этом “СВ” рассказал проректор по учебной работе Московского государственного университета инженерной экологии Михаил БЕРЕНГАРТЕН.
— Михаил Георгиевич, профессорско-преподавательский состав, ученые вашего университета испытывают потребность в контактах с белорусскими коллегами?
— Конечно. У нашего вуза — в советское время Московского института химического машиностроения (МИХМ) — были тесные связи с профильными белорусскими вузами и многими предприятиями химического комплекса. Ведь в те времена образовательное пространство действительно было единым, и мы постоянно общались между собой, обменивались опытом — каждая республика могла похвастаться интересными наработками.
Наши профессора, ученые ехали в Минск работать и оставались там навсегда, как, например, заведующий кафедрой физики профессор Алексей Васильевич Лыков, будущий академик АН БССР, который из Москвы уехал в Минск, где в 1956 году возглавил Институт тепломассообмена АН БССР, носящий сейчас его имя. Работал в МИХМе в 1950-е годы заведующим кафедрой профессор Борис Константинович Климов, крупный специалист в области переработки топлива, впоследствии член-корреспондент АН БССР. Белорусские выпускники приезжали учиться в наш вуз. В создании производства полиэтилена высокого давления “Полимир-50” активно участвовал выпускник нашего института, сейчас заведующий кафедрой технической кибернетики и автоматики и генеральный директор Центрального научно-исследовательского института комплексной автоматизации, профессор А.Софиев.
Наши студенты проходили производственную практику на Гродненском химическом комбинате, Гомельском химическом заводе, на других предприятиях. В Гомеле на химическом заводе в начале 1980-х годов была построена опытно-промышленная установка по производству серной кислоты под давлением, в создании которой наряду с отраслевым институтом по производству удобрений НИУИФ участвовали ученые и специалисты нашего вуза, в том числе и я. Серная кислота в огромных количествах применяется во многих производствах, например, при производстве удобрений. Ее изготовление экологически чистым не назовешь, а вот процесс ее производства под давлением можно назвать современной природоохранной технологией, позволяющей существенно снизить нагрузку на окружающую среду.
Когда мы жили единой семьей, у нас были общие учебные программы, учебники, научная литература. Сегодня в рамках Союзного государства можно и нужно вернуться к незавершенным научным работам, прогрессивным технологиям, вспомнить положительный опыт единого образования.
— Неужели после развала Советского Союза совместных проектов у вас больше не было?
— В 1994 году в нашем университете открылась международная кафедра ЮНЕСКО “Техника экологически чистых производств” — координатор многих международных программ в области науки и образования.  Хотя нефтью и газом можно пользоваться долгие годы, они сильно загрязняют окружающую среду, а разумное использование солнечной, ветровой и гидроэнергии существенно снизит нагрузку на природу и обеспечит потребности человечества в энергии.
Для подготовки специалистов, способных работать в этой области, по инициативе ЮНЕСКО была разработана международная программа, одним из участников которой является Белорусский национальный технический университет, в котором под руководством профессора Виктора Григорьевича Баштового также работает международная кафедра ЮНЕСКО “Энергосбережение и возобновляемые источники энергии”. Подобное содружество — один из вариантов создания единого образовательного пространства.
Вот еще пример. 7—8 лет назад в рамках совместной программы трех стран: Италии, Беларуси и России, инициатором и координатором которой было Европейское сообщество, на базе кафедры ЮНЕСКО нашего вуза мы и Институт проблем энергетики АН Беларуси успешно провели в Москве и Минске трехэтапный семинар по привлечению инвестиций в промышленные проекты, имеющие отношение к энергетике.
Я рассказал о нескольких значимых проектах последних лет. Их немного, но и они способствуют созданию единого образовательного пространства, как и проводимые нашим университетом ежегодные международные конференции молодых ученых, аспирантов и студентов “Техника и технология экологически чистых производств”, в которых традиционно участвуют студенты и аспиранты из Беларуси.
— Как можно оживить межвузовское сотрудничество?
— Восстанавливать былые связи, обмениваться специалистами, заключать взаимовыгодные контракты. Но, к сожалению, наши профильные министерства не разработали общие программы для взаимного сотрудничества. Чтобы форсировать создание единого образовательного пространства, в Союзном государстве должен появиться единый координирующий орган для разработки программ не местного, а государственного значения, который бы использовал богатый опыт и традиции лучших вузов двух стран. Что касается нас, то мы готовы участвовать в совместных программах. Формирование единого образовательного пространства Союзного государства, общей учебной базы, которая бы обеспечивала будущим инженерам высокую степень подготовки, требует координации подходов, серии совещаний, проведения совместных конференций. Ведь без хороших инженеров, высокого, качественного образования ни одно государство не может рассчитывать на успешное развитие экономики.
Сегодня уже можно сказать, что период стагнации в научной жизни высшей школы, когда даже техническая литература практически перестала издаваться, прошел. Многие издательства начали выпускать хорошую учебную литературу. Профессора нашего университета, например, ежегодно издают по 10—15 учебников. К сожалению, они используются в основном в России, в образовательное пространство других государств СНГ не попадают. Точно так же, как и литература, изданная, например, в Минске. Мы многое теряем из-за этого. Работы ученых различных государств СНГ могли бы обогащать педагогов высшей школы на всем постсоветском пространстве. Например, образовательные программы в области возобновляемых источников энергии рассчитаны на подготовку специалистов по единому учебному плану на всем европейском пространстве. Это разумные программы и учебные планы, поэтому было бы неплохо разработать аналогичные проекты для подготовки специалистов других профилей.
— Учатся ли белорусские ребята в вашем университете?
— Сегодня их единицы, а раньше было довольно много. И виной тому не только межгосударственные границы. Студентов из Беларуси мы принимаем на тех же условиях, что и россиян, они не рассматриваются как иностранные студенты, обучающиеся у нас только на контрактной основе. Белорусов же мы принимаем и на бюджетные места.
Но Москва — дорогой город, а даже бюджетное государственное образование предполагает, что студенту надо где-то жить, на что-то питаться, одеваться и так далее. Не все родители могут материально обеспечить своих детей. Хотя сейчас к нам приезжает очень много иногородних абитуриентов, им порой не хватает мест в общежитии. И это неудивительно: образование, полученное в московских вузах, всегда высоко ценилось.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter