Пожалуй, самым распиаренным электрокаром в мире является Tesla. Передо мной на солнце сверкает одна из самых распространенных — Model S. Шикарная, мощная, комфортная машина — так о ней отзывается Артур Туманов, основатель клуба Tesla-Cars:
— За руль электрокара я сел более двух лет назад. И ни разу не пожалел. Автомобиль сервиса не требует — тут практически нечему ломаться!
Говорит и открывает капот. А там — пусто. Можно сказать, второй багажник. «Удобно картошку с дачи возить», — сразу промелькнуло у меня в голове. Но эта дополнительная полость — в первую очередь огромный плюс в плане безопасности водителя и пассажиров.
— Отчего, как вы думаете, при лобовом столкновении на большой скорости часто погибают пассажиры обычных авто? Мотор, который под капотом, «въезжает» в салон и смертельно травмирует людей. В электрокаре этого нет. Тут контролируемые зоны деформации, то есть в случае аварии машина просто складывается в гармошку. А люди остаются целыми. И еще плюс: под полом машины находится тяжелый аккумулятор — около 700 килограммов. Батарея обеспечивает рекордно низкий центр тяжести, поэтому перевернуть машину в пути практически невозможно, — в то время как Артур Туманов объясняет азы устройства своего авто, он отсоединяет «пистолет» зарядного устройства от токоприемника. Электромобиль заряжен и готов тронуться в путь.
Заводимся, а я переживаю: вдруг зарядки батареи не хватит и мы встанем колом посреди дороги? Артур Туманов улыбается и давит на газ:
— При полной зарядке хватает на путь в 400 километров. Для города, поверьте, этого более чем достаточно. Но перед дальними поездками, конечно, стоит обстоятельно подготовиться: спланировать, где можно будет «подкрепиться» по дороге. Хорошо, сейчас в интернете, кроме точек с общественными зарядками, выкладывают и частные предложения. Владельцы электромобилей выставляют координаты своих домашних «розеток»: мол, приезжайте заряжайтесь.
Мотаем уже не первый километр, а я все никак не привыкну к тишине в салоне — ощущение, чем-то схожее с поездкой в троллейбусе. Но звук, вернее отсутствие привычного урчания мотора авто, отнюдь не раздражает. Включаем радио и наслаждаемся движением.
— К электрокару быстро привыкаешь. Потом очень сложно обратно пересесть на бензиновое авто — кажется, будто попал в прошлый век, — Артур Туманов уже привык к восторженным взглядам зевак. Вот и сейчас: стоим в пробке, а водитель соседней «Хонды» показывает жест — большой палец вверх.
По пути, кроме экологических плюсов, обсуждаем и экономическую выгоду электрокаров.
— По самым скромным подсчетам, электромобиль в 10 раз экономичнее в использовании, чем бензиновое авто. Поскольку я обычно заряжаю машину в темное время суток, то очень экономлю: эту энергию оплачиваю по «ночному» тарифу. Представьте: за 100 км пути моя Tesla «кушает» энергии на сумму, эквивалентную 1,5 литра бензина.
В разговоре владелец электрокара признается: первое время друзья и родственники у виска крутили — машина очень дорогая и непрактичная. Со вторым пунктом, конечно, можно поспорить, а вот цены — да, кусаются.
— Не спорю, это очень большой недостаток. Не каждому по карману выложить за машину, к примеру, 110 тысяч рублей. Но, думаю, со временем эта проблема решится: электромобили быстро подешевеют. Так же, как с годами стремительно снижалась цена всех новинок XXI века.
ypopko@bk.ru