Запасы лекарств, накопленный опыт, выздоровление тяжелых пациентов — как работает в условиях второй волны коронавируса Гомельская областная больница

Укрощение новой волны

Наша страна преодолевает вторую волну пандемии COVID-19. Некоторые медики, не теряя юмора, называют ее второй ковидной войной. И тут же серьезно уточняют: ситуация непростая, но оснований для паники нет. «Боевые действия» ведутся в штатном режиме новой реальности, к которой человечество, похоже, начинает понемногу привыкать...

Корреспондент «Р» убедился в этом, побывав в Гомельской областной клинической больнице. 

В главное медицинское учреждение Гомельской области доставляют тяжелых пациентов из других больниц региона.

Профессионализм не знает пределов

На сегодня для лечения коронавирусных пациентов здесь перепрофилированы два отделения на 80 коек, а также реанимация на 12 мест. Врач реаниматолог-анестезиолог Анатолий Пашук только что вернулся из красной зоны. Пациенты стабильные — все под контролем. Поэтому у нас есть немного времени для общения.

В главном медицинском учреждении региона наш собеседник трудится пять лет. До этого были работа в Добрушской центральной районной больнице и самое тяжелое дежурство, которое сегодня Анатолий вспоминает с улыбкой:

— Те сутки запомнились навсегда: 2013 год, пятница, 13-е. Казалось, произошло все, что только могло. Бесконечные экстренные операции, ДТП с пострадавшими, несчастные случаи с травмами. Едва успевал мотаться между реанимацией и операционной. Но главное — мы никого не потеряли, спасли всех. Тогда я по-настоящему понял, куда попал, удивительно, что мне это понравилось. Именно такие моменты закаляют, учат максимально мобилизоваться, глушить эмоции и просто делать свою работу. И в нынешнем году эти качества пригодились всем медикам особенно.


Когда случаи COVID-19 начали фиксировать в Гомеле, Пашук был командирован в областную инфекционную больницу, чтобы помочь коллегам и обрести практический опыт в противостоянии новой болезни. А вскоре первого пациента выявили в приемном покое ГОКБ. Коронавирус диагностировали у пенсионерки, доставленной из района бригадой скорой помощи. Компьютерная томография показала обширное поражение легких. Вскоре после этого больные пошли потоком. Тогда пришлось перепрофилировать четыре отделения. А в самые напряженные моменты на помощь привлекались коллеги из других больниц. Почти как на фронте, когда подкрепление направляется на самые сложные участки. На пике вся реанимация ГОКБ функционировала в режиме красной зоны. Одновременно здесь находились 36 пациентов — втрое больше, чем сейчас.

В разгар пандемии заболели живущие в Мозыре родители Анатолия. Причем мать в тяжелом состоянии привезли в реанимацию областной больницы, говорит специалист:

— Маму принимал другой врач. Я в тот момент занимался более тяжелым пациентом, от которого не мог отойти. Когда появилась минута, зашел к ней, перекинулись парой фраз. Возможности пообщаться, а тем более находиться рядом, не было. В таких ситуациях не имеешь права на эмоции — все личное отходит на второй план. Прежде всего ты врач, делаешь то, что должен. К тому же у медиков есть негласное правило: лечить самому близких родственников обычно не принято.

Об этом эпизоде врач рассказывает с профессиональным спокойствием. Что довелось ему пережить на самом деле, остается только догадываться.

СOVID-19 диктует строгие правила гигиены.

Прощаемся. Анатолия Пашука ждет работа с историями болезни, а затем нужно снова идти в красную зону — проверять состояние пациентов. Задержавшись в дверях, врач резюмирует:

— Если весной мы начинали лечить болезнь, о которой вообще ничего не знали, то теперь знакомы многие нюансы и особенности. Мы также узнали новые пределы наших профвозможностей — то, что обычно и происходит в экстремальных ситуациях. А лично я еще раз убедился, что работаю в прекрасном коллективе — с толковыми специалистами и замечательными людьми, настоящими боевыми товарищами.

Тяжело в лечении

Сегодня персонал снова на передовой — оказывает помощь другим больницам региона в случае их перегруженности. Картину дополняет заместитель главного врача Гомельской областной клинической больницы Александр Денисов:

— Для нас разделение пандемии на волны весьма условное понятие. Поскольку, начиная с первого пациента, полного отсутствия коронавирусных больных на стационаре не было. Случился недолгий период, когда их количество снизилось до минимума. Это дало возможность, как говорится, перевести дыхание, а главное — пополнить запасы лекарственных препаратов, расходных материалов, средств индивидуальной
защиты. К слову, за сутки расходуется около 150 противочумных костюмов. Все необходимое имеется в достаточном объеме, включая дорогостоящие реактивы для проведения лабораторных исследований. Притом их число увеличилось в несколько раз.

Огромным подспорьем стал комплекс мер, принятых еще весной. Это и обустройство приемного покоя с отдельным входом, и максимальный рост кислородных точек, необходимых многим тяжелым больным. Кроме того, широко используются многоразовые маски для неинвазивной вентиляции. Во многих случаях они позволяют отсрочить или избежать вовсе перевода пациента на аппарат искусственной вентиляции легких. Стоимость одной маски в эквиваленте составляет около сотни долларов.

Стационарное лечение, в том числе в отделении интенсивной терапии, проходят 60 больных, заразившихся коронавирусной инфекцией. У многих есть и другие болезни, которые также необходимо безотлагательно лечить, обеспечивая при этом режим изоляции. В остальной части больницы продолжают оказывать экстренную помощь и проводить плановые операции. В отличие от весны, когда их пришлось полностью приостановить.

С начала осеннего подъема пандемии лечение прошли более 30 человек. Кому-то может показаться, что это немного. Однако стоит учесть: в ГОКБ попадают в основном тяжелые пациенты, которые находятся в стационаре в среднем на протяжении трех недель. А порою и дольше. Стоит вспомнить и про коварство вируса — когда при вроде бы положительной динамике состояние пациента резко ухудшается. Иногда все кардинально меняется за считаные часы. Распространен и другой сценарий, при котором человек, находясь на грани, с помощью медиков медленно движется к выздоровлению.

Персонал ГОКБ обеспечен средствами защиты в полном объеме.

— Лечение осуществляется в соответствии с протоколами Минздрава и рекомендациями ВОЗ, — отмечает Александр Денисов. — При этом стоит понимать: есть стандартные подходы, рекомендации, но универсальных шаблонов не существует. Ведь особенности организма, иммунной системы, а значит и реакция, у каждого индивидуальны.

Берегите себя

Даже пройдя боевое крещение, имея некоторый практический опыт, специалисты сдержаны в прогнозах и оценках. Болезнь по-прежнему новая и до конца не изучена. Сертифицированного лекарства, прошедшего клинические испытания, еще нет. Его появление — вопрос не одного дня, возможно, и года. В общем, жить с вирусом, под знаком которого проходит 2020 год, похоже, придется долго...

Эмоционально и психологически этот факт приняли многие. Врачи, как профессионалы своего дела, стали увереннее. Пациенты — спокойнее. Однако ничто из этого не должно расслаблять. До сих пор распространению COVID-19 способствует людская легкомысленность. Прежде всего в пренебрежении средствами индивидуальной защиты, игнорировании мер безопасности.

Выводы делайте сами. Поберегите себя и близких. Это вполне в ваших силах.

prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter