Укроп под микроскоп

Ушли в прошлое те времена, когда с приходом весны мы только мечтали о свежих овощах, клубнике, нектаринах и абрикосах.

Ушли в прошлое те времена, когда с приходом весны мы только мечтали о свежих овощах, клубнике, нектаринах и абрикосах. Нынче на рыночных рядах такое изобилие, что когда глядишь на него, создается впечатление, словно на дворе середина июля. Не сдает своих позиций и витаминная продукция прошлогоднего урожая. Перезимовавшие капуста, яблоки и картошка все еще пользуются спросом. Ведь что и говорить, тепличные огурчики и помидорчики, выращенные в южных регионах страны, плоды и ягоды, доставленные к нам из ближнего и дальнего зарубежья, пока больше манят своим аппетитным видом, чем стоимостью.

Такие весенние вкусности многие из нас покупают, скорее, на пробу, чем про запас. А некоторые и вовсе считают, что “молодое да раннее” никак не может быть полезным. По мнению таких покупателей, эффект “скоростного” выращивания  витаминной продукции достигается тем, что производители перекармливают ее нитратами. В подтверждение этого на одном из рынков недавно пришлось услышать такой разговор:

— Девушка, какие кабачки посоветуете, ананасные или цукини? А редис? Может, лучше взять развесной, а не в пучках?  — спрашивает у продавца стоящая передо мной молодая покупательница.

И вдруг за моей спиной раздается чей-то укоряющий голос:

— И как вы только едите эти нитраты? Я, например, всегда дожидаюсь собственного урожая...

Мы оглянулись — взглядом строгой учительницы смотрела на нас пожилая женщина.

— В этих кабачках одна вода, да еще с химией! — продолжала она. — А стоят почти как килограмм куриного мяса.

После такой “лекции” я и решила отправиться в лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы, чтобы уточнить у специалистов, действительно ли ранние весенние овощи настолько опасны для здоровья.
А заодно узнать, как проверяют на наличие вредных веществ остальные продукты, которые можно купить на рынках.

Уложились в нормативы

У окошка отдела растительной продукции лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы Комаровского рынка и в семь утра уже многолюдно. Продавцы стремятся быстрее сдать на проверку свой товар и занять место за прилавком. В большой светлой комнате, уставленной современными приборами, аппетитно пахнет свежими огурцами и клубникой. Посторонним вход сюда строго воспрещен, но для нас сделали исключение.

— Как правило, больше всего нитратов скапливается в свежей зелени — петрушке, укропе, луке, — поясняет заведующая лабораторией Екатерина Дубиковская. — К счастью, с каждым годом мы находим все меньше “перекормленных” овощей и фруктов. Раньше частенько попадались “нитратный” редис и молодая свекла. Сейчас случаи их “передозировки” удобрениями встречаются гораздо реже.

Про вред нитратов говорят многие, а вот видеть, как определяют их наличие, лично мне раньше не приходилось. Процедура эта, как оказалось, занимает 15—20 минут. Лаборант отбирает из партии килограмм кабачков.

Затем моет их, каждый разрезает на четыре части, одну измельчает в блендере. Для исследования в данном случае достаточно десяти граммов мякоти продукта, в которую добавляются квасцы, и на специальном приборе определяется наличие в ней нитратов. К примеру, допустимая норма для кабачков — 400 миллиграммов на один килограмм.

В нашем случае оказалось 360, значит, в пределах  нормы.

По словам заведующей лабораторией, если в продукции превышено содержание вредных веществ, на прилавок она не попадет. Составляется акт, и вся ее партия снимается с реализации. Точно так же поступают с продуктами растительного происхождения, которые не проходят радиологический контроль.

При мне проверили партию клюквы “на радиацию”. Для этого порцию ягод отправили в так называемый свинцовый домик. В течение десяти минут радиометр определял в клюкве наличие радионуклидов, количество которых, к счастью, уложилось в нормативы.

Все по методике

В соседнем отделе проверяют качество меда и молочных продуктов — домашних сыров, сметаны, творога, которые исследуют и на натуральность. Как поведали специалисты, нарушений здесь практически не выявляется. Но нужно всегда быть начеку. К примеру, бывали случаи, когда обнаруживалось, что недобросовестные производители в сметану для ее загустения могли добавлять крахмал или для того чтобы творог не скис еще по дороге к рынку, “приправляли” его питьевой содой. На такие ухищрения, по мнению работников лаборатории, сегодня могут отважиться разве что те, кто торгует на несанкционированных рынках или у обочин дорог.

Обычный покупатель не всегда может разглядеть, какой товар ему предлагают, свежий или подпорченный. Для специалиста же это проблемой не является. Опытный эксперт еще на первом этапе контроля — органолептическом — определяет свежесть продукта почти безошибочно, что позже подтверждается результатами анализов.

Сюда же круглый год пчеловоды и обычные покупатели приносят на проверку мед. Его проверяют на плотность, оценивают вкус, цвет, устанавливают такой показатель, как диастазная активность. Есть, оказывается, специальная методика для оценки качества этого продукта. Чем выше, к примеру, в нем содержание фермента диастазы, тем ценнее его лечебные свойства. Важный фактор в меде — влажность. Если она составляет более 21 процента, долго храниться мед не будет, вскоре может закиснуть.

Поясняя все эти моменты, одна из специалистов вспомнила несколько случаев, когда в лабораторию на проверку принесли мед, который “липовые пасечники” разносили по квартирам. Покупатели слишком поздно обнаружили фальсификат — на дне банки оказался сахарный сироп.

— Такую подделку на рынке реализовывать уже никто не рискнет — слишком строго за этим следят в нашей лаборатории, — говорит Екатерина Анатольевна и советует не приобретать мед у случайных торговцев, у которых нет на данный товар соответствующих документов. По ее словам, следует воздержаться и от покупки на стихийных рынках молока, яиц, сала, консервированных грибов и овощей, которые продавцы рекламируют как продукцию с собственного подворья. Где и как все это было произведено и хранилось, неизвестно.

А употребление подобных “экопродуктов”, особенно в жаркое время года, может обернуться кишечным расстройством, сальмонеллезом или дизентерией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter