Рассказываем о погоде на Крещение и февраль

Уходят два друга — стужа да вьюга

Насколько пунктуальны крещенские морозы и каким будет грядущий февраль

Разброд и шатание, воцарившиеся ныне в зимней погоде, ученые корректно называют разбалансировкой климатической системы. Именно она объясняет, почему классические на протяжении столетий крещенские морозы в последние годы все чаще сменяются крещенским теплом. Это, между прочим, добавляет головной боли спасателям. Ведь вместо того чтобы окунаться в специально вырубленных во льду купелях, народ сигает в водоемы где ни попадя, если они свободны ото льда. Каким будет наступающее Крещение, вернутся ли к нам пресловутые холода второй половины января и ждать ли лютую стужу в феврале — разбирались с синоптиками и климатологами.

Разрыв шаблона

На 19 января прогнозы обещают вполне комфортную зимнюю погоду: днем примерно 3 — 6, ночью около 9 градусов мороза. Велика вероятность, что даже солнце взглянет на тех, кто окунается в прорубь. Да, на водоемах будет лед, но пробовать его крепость вне установленных мест не рекомендуется, ведь крещенским морозцам предшествует оттепель, а что она успеет натворить — неизвестно.

— Самый сильный мороз в Беларуси на Крещение был в 2006 году и отмечался на метеостанции Езерище, — рассказала Ольга Бакланова, начальник отдела изучения изменений климата Белгидромета. — Тогда столбики термометров опустились до минус 30,7. А уже в следующем году в Бресте максимальная температура воздуха составила плюс 9,7 градуса.

Вероятность холода

Мы хорошо помним несколько бесснежных зим с плюсовой по большей части температурой, одна из которых, в 2020‑м, признана вообще самой теплой за всю историю метеонаблюдений. А вот нынешняя зима, как и ее предшественница, внушает осторожный оптимизм: и снега валили, и морозы прижимали. Может, не так уж страшно то пресловутое глобальное потепление, как его малюют, и мы еще можем рассчитывать на зимы с толстым одеялом снега?

— Тенденция роста температуры, особенно в зимний период, наблюдается на протяжении более 30 лет, — анализирует Виктор Мельник, ведущий научный сотрудник Центра геоэкологии и климатологии Института природопользования НАН. — Точкой отсчета периода потепления в Беларуси стала зима 1989 года — одна из самых теплых за историю наблюдений.  
Не только в нашей стране, но и во всей Европе, да и вообще в Северном полушарии зима становится короче. Минимальные температуры — более высокими, глубина промерзания почвы меньше, снежный покров тоньше. Осадков выпадает больше, но не тех, которые мы хотели бы видеть зимой: метелей и снега мало, зато дождей много. Средняя температура января сейчас составляет минус 4 градуса, а еще недавно была минус 6 — 7. Впрочем, холодные зимы бывают даже в период потепления — например, в 1996‑м или в 2010‑м. Но их вероятность становится все ниже.

Тепло наступает

Получается, реальность такова, что шубы, на радость зоозащитникам, придется заменять на непромокаемые пуховики… В оттепелях вроде ничего особенного нет: за весь период инструментальных наблюдений на территории Беларуси, которые ведутся с 1881 года, без них не обходилась ни одна зима.

— Для Беларуси зимой характерно чередование теплых атлантических масс с холодными арктическими циклонами, — подтверждает специалист. — Но вот такие резкие перепады, когда в течение суток температура может «качнуться» от минус 20 градусов ночью до плюс 2 днем, прежде фиксировались нечасто.

Растет температура воздуха и летом, однако, во‑первых, не так интенсивно, как зимой, во‑вторых, она «теряется» в общем тепле. Тем не менее климатологи отмечают особенности:

— Увеличивается частота волн тепла или жары, когда несколько дней подряд держатся высокие, выше плюс 25, температуры, а ночью столбик термометра не опускается ниже 20 градусов тепла. Такие условия уже некомфортны для нашего здоровья и общего состояния. Кроме того, уменьшилось количество дней с осадками, зато увеличилась их интенсивность. Это значит, что монотонные дожди, зарядившие на несколько суток, стали редкостью, зато над страной пролетают ливни. Правда, они не успевают хорошенько промочить почву. Поэтому в последнее время наряду с атмосферной засухой увеличивается количество и почвенных засух — особенно в южных районах.
К слову, о югах. Специалисты полагают: если такая тенденция к потеплению сохранится — а она, похоже, никуда не денется! — то к 2040 году климат в Витебской области станет примерно таким же, как сейчас на Гомельщине. К 2050 — 60‑м годам в Бресте зимой не будет перехода за ноль — то есть климатическая зима так и не начнется. Кроме того, расчетные модели показывают, что через 50 — 70 лет белорусский климат станет схожим с нынешним турецким.
Это при условии, если не будет выполняться Парижское соглашение о сокращении выбросов парниковых газов.

Не лютый характер

Из‑за разбалансировки климатической системы синоптики крайне неохотно дают долгосрочные прогнозы. Больше не работают и народные приметы. И все же попробуем заняться предсказаниями. По предварительным данным, температура воздуха в феврале будет преимущественно положительной не только днем, но периодически и ночью. Довольно часто снег станет предпринимать попытки прикрыть землю, но большинство из них разобьется о стабильный устойчивый плюс.  
С солнышком в феврале мы практически не увидимся — разве что день‑другой в первой декаде месяца, когда морозы все же растолкают локтями тепло и опустят столбик термометра до минус 5. Не исключено, что под занавес зима даст бой весне: в последние дни февраля ожидается до минус 9. Да и вообще создается впечатление, что март будет холоднее предшественника, но… Поживем — увидим, насколько оно верное.
ЭТО ИНТЕРЕСНО

Самым холодным за период метеонаблюдений считается февраль 1929 года: среднемесячная температура составила минус 17 градусов. Холоднее климатической нормы на 8 — 11 градусов было в феврале 1947, 1954, 1985, 1986 годов. А вот в 1990‑м средняя температура месяца была 2,6 тепла.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter