Хотя и угонов, и краж машин у нас стало меньше, чем лет пять назад, полностью эти виды преступлений не изжиты

Угонять немодно, красть опасно

Хотя и угонов, и краж машин у нас стало меньше, чем лет пять назад, полностью эти виды преступлений не изжиты...

Угон и кража автомобиля — разные понятия: угоняют машины, чтобы покататься и бросить, а крадут для продажи. И ответственность разная. За угон можно отделаться и двухлетним ограничением свободы, за кражу санкции жестче — вплоть до 12 лет колонии с конфискацией имущества. Хотя и угонов, и краж машин у нас стало в три раза меньше, чем лет пять назад, полностью эти виды преступлений не изжиты. Впрочем, изменились как многие особенности криминального автопромысла, так и портрет типичного угонщика.

В чужой машине — пьяный одиночка


Преступных групп, которые могли бы развернуть масштабную деятельность по краже автомобилей, в Беларуси не было уже давно, уверяет заместитель начальника управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома Андрей Микулич:


— Пик приходился на 2003 год. Причем многие банды формировались в небольших белорусских городках. Тогда сильно напрягал Бобруйск, мы его даже называли столицей профессиональных воров: казалось, что там открылась подпольная школа этих «специалистов». В последний раз такие профи объявились в Минске в прошлом году. Они были из Ржева. Приедут дня на три, машину за 100 тысяч долларов украдут и везут на продажу в Россию. Всего пять автомобилей увели. Действительно мастера: одной только аппаратуры, которая легко обойдет современные противоугонные системы, у них имелось на 40 тысяч евро.


По словам Микулича, воры работали по одинаковому сценарию, отточенному за многолетнюю криминальную практику до мелочей. Один крадет транспорт и садится за руль, другой на своем авто сопровождает. И если видит, что ворованную машину могут остановить инспектора ГАИ, намеренно создает аварийную ситуацию. Его, естественно, останавливают, а краденый автомобиль спокойно уезжает. Накануне задержания дельцов с поличным на улице Бельского они пытались вскрыть еще две машины, но не вышло. Обсуждая эту историю, замечаю:


— Сбыть дорогие авто не так–то просто.


— Это у нас непросто, — отвечает мой собеседник. — А у этих воров в России канал был налажен. Один автомобиль, кстати, всплыл в Москве, судьба остальных — пока загадка.


— Я считала, что дорогие автомобили у нас не иначе как на платных парковках оставляют. Не слышала, чтобы оттуда воровали машины.


— В том–то и дело, что потерпевшие нередко бросают транспорт где придется. А недавно мы по одной краже работали, так владелец вообще машину не закрыл и ключи в замке зажигания оставил... Нашли мы ее сгоревшей в лесу под Пуховичами, бандитов задержали. Случается, что и наглость угонщиков, автоворов переходит все границы. В этом году преступники ради «Мерседеса», стоявшего в гараже коттеджа, забрались в дом, нашли ключи, документы и спокойно уехали на трофее. Понятно, «работали» по наводке на конкретную машину.


На руку ворам и оставленный в салоне техпаспорт: даже если их остановят, претензий не будет, если, конечно, авто не успело попасть в сводки розыска. Или, наоборот, сначала покупают или подделывают документы, а потом транспорт уводят, перебивают номера и беспрепятственно едут в Россию. А вероятность того, что затерявшийся там автомобиль вернется к владельцу, крайне мала. За год из РФ возвратилось лишь одно похищенное транспортное средство. Также машины уходили в Казахстан.


Угоны же в большинстве случаев — дело рук пьяных одиночек, которым хочется просто прокатиться. Чаще всего угоняют «Жигули», потому что открыть их можно чуть ли не ногтем. На втором месте — «Фольксвагены».


Украсть за 5 минут? Не получится


Пару лет назад головной болью для сыщиков были серийные воры, специализировавшиеся на массовых марках — «Фольксваген–Пассат» и «Ауди» определенной модели. Но многих здешних «мастеров» отловили, остальные носа не показывают, боятся, говорит подполковник милиции Микулич. Да и технический прогресс не стоит на месте:


— Дорогие новенькие автомобили уже с завода идут чипованными, с сигнализацией. Даже разбив стекло и провернув ключ в замке зажигания, с чипом иммобилайзера без специальной аппаратуры преступники не справятся. Хотя лучше бы дополнительно поставить и обыкновенную недорогую «пищалку», с которой, даже обойдя иммобилайзер, придется повозиться. К тому же не надо прятать сигнализацию, пусть злоумышленник видит, что ему придется задержаться. А время для профессиональных воров — самый дорогой ресурс.


Можно поставить еще и скрытые тумблеры, блокировочные устройства на руль и педали, воспользоваться ручным тормозом. Эффективна противоугонная маркировка основных узлов и агрегатов. Так милиции будет проще найти авто в случае кражи, да и вряд ли ворам понадобится промаркированная машина. Также можно воспользоваться спутниковой сигнализацией, которая распространена в прокате машин: если транспорт выезжает за пределы дозволенного, арендодатель может принудительно заглушить двигатель через спутник.


Не стоит доверять ключи от машины малознакомым людям. Где гарантия, что не снимут копию? Случается, транспорт угоняют работники автомоек. Недавно, например, мойщики в Центральном районе Минска, взяв покататься чужую машину, устроили серьезную аварию на трассе под Логойском.


Уводят, к слову, не только легковушки. Два года назад могилевский семиклассник зачем–то угнал автобус, задержали его всего в нескольких километрах от автопарка. Житель Барановичского района увел трактор, принадлежащий местному СПК, чтобы, как признался, за водкой съездить. А в Минске паренек дважды за неделю угонял... троллейбусы.


Когда вор превращается в грабителя


Порой угон или кража могут перерасти в «открытое хищение, сопряженное с насилием», то есть грабеж или разбой. Недавно на северо–востоке Москвы неизвестные днем угнали премиальный Infiniti, вытолкнув владелицу из салона. Андрей Микулич говорит, что похожий случай был и у нас, когда во Фрунзенском районе Минска приезжий покупал у минчанина машину. Хозяин выгнал ее из гаража, а пока закрывал ворота, покупатель неожиданно прыгнул за руль и нажал на газ. В итоге ни денег, ни авто.


Но страшнее всего, когда ради наживы убивают. Свежа в памяти трагедия в Минском районе. Минчанка Татьяна Слонимская на машине отправилась в лес за ягодами. Спустя пару недель ее тело нашли закопанным возле деревни Дворец.


Из опыта соседних стран нам знакомы и «постановки», которые злоумышленники устраивают на дороге: кому–то из них якобы помощь нужна, а кто–то начинает упрекать потенциальную жертву в нарушении правил дорожного движения, рассчитывая выманить владельца из машины. Такие псевдоконфликты лучше решать через приспущенное стекло, не выключая зажигания. Кнопки всех дверей желательно держать закрытыми. Автовладельца могут поджидать и возле авто или гаража, отслеживать его постоянные маршруты. Если есть подобные подозрения, стоит избегать незнакомых улиц, кварталов, тупиков, где вас могут заблокировать.


Ошейник для водителя


Особо печальный опыт — у таксистов. Минчанка Ольга Н. занимается извозом почти семь лет. Поначалу она меня шокировала: сняла... прическу! Затем, обругав производителя парика, поправила и надела его обратно. А ведь у нее свои роскошные волосы! Оказывается, накладные — средство защиты: «Пассажир один за волосы схватил и нож к горлу приставил. Спасло только то, что к машине подошла компания, которой срочно понадобился транспорт. С тех пор парик ношу, так хоть вырваться можно».


Ее коллега Виктор П. говорит, что нападение лучше постараться предупредить: «Вез я ночью человека из «спального» района, на улице — ни души. Вижу в зеркало, что он сосредоточенно на мою шею смотрит. Наслушавшись жутких историй про нападения на таксистов, я насторожился... Незаметно отстегнул ремень, левую руку на всякий случай поднял к шее. И вдруг пассажир заносит руки над моей головой, а в них — то ли шнурок, то ли проволока... Я — по тормозам и громко скомандовал: «Выходи!» Тот не ожидал и выскочил из машины, выронив в салоне, как потом оказалось, проволочную удавку».


Виктор рассказал и о временах, когда таксисты, спасаясь от постоянных нападений, даже носили под воротом одежды металлический ошейник.


Сам себе вор


Отдельные автовладельцы крадут и угоняют машины у... самих себя. Одни в надежде скрыть причастность к аварии, другие — ради получения полной страховки. Уж и сжигали они машины, и топили, и продавали, а после с заявлениями в милицию шли: мол, найдите. Но редко какому аферисту удавалось скрыть все улики, говорит Андрей Микулич.


Недавно такую авантюру со своим «Пежо–308» попытался провернуть минский 31–летний бизнесмен. Все началось с того, что пожаловался друзьям, мол, мотор барахлит, продавать невыгодно: застрахована машина на 20 тысяч долларов, а на вторичном рынке за нее дадут тысяч 12 — 15. Друзья и подбросили идею с кражей. Предприниматель подыскал дельца со связями в автоделе, тот нашел перегонщика. Сам же авантюрист ради алиби уехал в Украину, а по возвращении заявил о пропаже. Но чем дальше оперативники углублялись в эту темную историю, тем больше всплыло неувязок, а позже вырисовался истинный сюжет.


Вскоре нашли и автомобиль, и автодилера, которого, кстати, задержали на границе с очередной партией контрабандных машин. Когда все открылось, «пострадавший» отозвал страховое заявление, но этот жест не спас его от уголовной ответственности за заведомо ложный донос и дачу заведомо ложных показаний.


В тему


В Борисове на этой неделе за одну только ночь украли три «жигуленка». По словам пресс-офицера Борисовского РУВД Марины Беляцкой, есть подозрения, что это дело рук одних и тех же угонщиков. Впрочем, в эту ночь ВАЗы у городских преступников были особенно популярны: четыре из пяти угнанных машин были этой же марки. Некоторые из них хозяева нашли буквально в нескольких метрах от мест угона, а некоторые за городом обнаружили уже милиционеры.


В Красноярске недавно пытались угнать машину с помощью эвакуатора, заявив в транспортной компании, что машина якобы неисправна и требуется доставка в сервис. Водитель эвакуатора выполнил заказ. Злоумышленники разобрали авто и хотели продать по частям, но помешала полиция.


В одном из московских автосалонов про люксовый внедорожник забыли на три недели, а когда вспомнили, оказалось, что машина украдена. Дорогостоящий «заряженный» внедорожник Mercedes GL 63 AMG стоимостью 7,7 млн. российских рублей пропал с площадки для хранения новых автомобилей. Хватились его лишь спустя 19 дней.


Восьмилетний американец угнал машину матери (пока та спала) и попал в ДТП, погубив шестилетнюю сестру. В какой–то момент автомобиль вылетел за пределы проезжей части и врезался в столб.


Это не первый подобный случай в США. К примеру, в апреле шестилетний житель штата Мичиган угнал машину родителей, чтобы покататься.


Советская Белоруссия №210 (24347). Среда, 6 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter