Угадай мелодию!

Со вчерашнего дня Закон «О рекламе» обязывает указывать в афишах и рекламных роликах, выступит артист под фонограмму или вживую...

Со вчерашнего дня Закон «О рекламе» обязывает указывать в афишах и рекламных роликах, выступит артист под фонограмму или вживую. Отразится ли это на организации и проведении концертов? Некоторые страны уже давно ведут борьбу с фонограммой, однако это не всегда дает должный эффект. Хотя, например, в Китае с принятием в 2005 году закона, предусматривающего за использование фонограммы денежные штрафы и лишение права выступать на сцене в течение двух лет, выступать «фанерные» звезды стали значительно реже... Своими мыслями по этому поводу поделились представители белорусского шоу–бизнеса.


— Изменение в законе о рекламе настолько же обоснованно и разумно, насколько резонно написать в своде законов, что воровать нехорошо, — считает лидер группы DALI Виктор Руденко. — Представьте, на афише написано «опера», приходишь — а на сцене балет! Примерно так и получается с фонограммными выступлениями. Человек идет на музыкальное представление, а приходит на танцы. Поэтому, коль даже на упаковке для йогурта производитель честно пишет об энергетической ценности продукта, количестве жиров и углеводов, надо полагать, что практикующие фонограмму исполнители должны также предупреждать о своем подходе к пению.


Европа и США уже давно имеют устоявшуюся музыкальную культуру, которая буквально пропитана идеей «живое — это хорошо». С британской музыкальной культурой Виктор Руденко познакомился во время своего мини–тура по Великобритании. По его словам, в этой стране неживой музыки просто нет, там не принято выступать даже под «минус». Если ты поешь вживую, а аккомпанемент воспроизводится с носителя, в Великобритании это называется караоке и, увы, никак иначе, даже если ты — суперзвезда и выступаешь на огромной сцене. Дело в том, что если ты поешь под «минус» (или, как называют это британцы, под backing track), значит, у тебя просто нет денег, чтобы нанять хоть каких–нибудь музыкантов.


К слову, после одного неприятного случая с использованием фонограммы группа DALI решила раз и навсегда отказаться от такой музыкальной практики. «Единственное, где противостоять «фанере» мы не можем, — это телевидение», — заметил музыкант в интервью БЕЛТА.


В этом коллегу поддержал и Георгий Колдун. Он также считает, что единственный случай, когда допустимо использование фонограммы, — это телевизионные концерты. Здесь пение вживую нельзя организовать по техническим причинам.


— Меня, по большому счету, эти изменения не затронут, поскольку на концертах всегда пою только «живьем». Когда еду на выступления, даже «плюсовые» фонограммы с собой никогда не беру, — уверяет Георгий. Но в целом, по его мнению, эти изменения многое расставят на свои места. С появлением на афишах пометки, как выступит артист — под фонограмму или нет, зритель, по крайней мере, будет знать, за что он платит деньги.


Солист группы «Тяни–Толкай» Кирилл Клишевич также разделяет эту точку зрения. Во всяком случае, больше не придется объяснять и доказывать недоверчивым зрителям, что звук был действительно живым. В практике группы, к сожалению, были случаи, когда после двухчасового сольного выступления вживую к ним подходил зритель и возмущался: мол, как вам не стыдно обманывать и петь под «фанеру».


— Не представляю, как будут выкручиваться артисты, которые «живьем» не поют в принципе, сейчас им придется сложнее, — размышляет Кирилл. — Знаю таких, у которых даже «минусовок» нет. Они садятся в студии, кое–как напевают алфавит, потом звукорежиссер из этого материала лепит песню, записывает фонограмму на мини–диск — и артист готов к выступлениям.


Анна Шаркунова рассказала, что знакома со многими артистами, кто хочет и может работать честно и без обмана. Но получается это не всегда. Особенно если концерт не сольный и нужно исполнить две–три песни. А что делать, когда организаторы сами настаивают на фонограмме? Как считает певица, прежде чем загонять всех в рамки, нужно для начала обеспечить материальную и техническую базу для живого звука. Чтобы петь вживую в условиях многих залов и площадок, которые совершенно не оснащены и не оборудованы, звукорежиссеру нужно платить большие деньги. Ведь настроить оборудование, выстроить хороший звук — это очень непросто. Получается, приходится платить за свое же желание работать честно...


Но как это все будет контролироваться? Этим вопросом задались почти все собеседники. И действительно, на афише напишут одно, а придешь на концерт — там совсем другое... «Пока сложно сказать, как это будет контролироваться, — отметил начальник управления искусств Министерства культуры Михаил Козлович. — Возможно, это будет осуществляться с помощью выборочных проверок».


По его словам, на организации и проведении концертов, а также доходах от них вряд ли это отразится. Безусловно, зритель должен знать, за что он платит. Но многие сегодня ходят на концерты поп–звезд не с целью послушать музыку, а посмотреть на артистов и их шоу. Поэтому тот факт, выступит любимая звезда с использованием фонограммы или вживую, не изменит желания зрителя прийти на концерт.


Вероника Лебедева, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter