О новых подходах в региональном турбизнесе

Удивить туристов тем, откуда берется молоко

Почти 244 тысячи туристов посетили Беларусь через Национальный аэропорт Минск с момента действия Указа № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан». Цифры говорят сами за себя: наша узнаваемость за рубежом растет. Причем заграничных гостей интересует не только Минск и областные города. В моду входит региональный туризм. Только что вернулась из командировки в Мстиславский район, где на днях презентовали новый маршрут.


И не простой, а со своей фишкой. В дело районного масштаба вовлекли местный бизнес — агроусадьбы, базы отдыха, небольшие фермерские хозяйства, мастерские ремесленников. Идея перспективная, ведь, с одной стороны, такой интерактив поможет увеличить поток гостей, а с другой — даст стимул сельчанам развивать собственное дело.

Мстиславчане, впрочем, уже давно привыкли к регулярным визитам экскурсионных групп, которые посещают Замковую гору, историко-археологический музей и Свято-Успенский мужской монастырь в Пустынках. Однако дольше пары часов туристы в городе обычно не задерживаются и после осмотра архитектурных памятников отправляются восвояси. А могли бы потратить средства на сувениры, развлечения и дегустацию блюд местной кухни. Идея не нова, но в райцентре к ней подошли по-особому: подключили к проекту местных жителей.

В маршруте, кроме памятников, знакомство с сельским колоритом. Одна из точек — деревня Лютня, где в 2010 году осели могилевчане Грудинины. За это время освоили медовый промысел: помимо основного продукта добывают воск, пергу, прополис, производят эксклюзивные продукты пчеловодства — маточное молочко, трутневый гомогенат. Семья запускает производство свечей из натурального воска, планирует построить апикомплекс, где горожане смогут отдохнуть от цивилизации.

Еще один семейный бизнес по маршруту Рыбаковых из Коробчино. Москвичи, которые тоже осели в деревне, выращивают на личном подсобном хозяйстве экопродукты: овощи, фрукты и ягоды, собирают лекарственные травы. Пробовать все это уже приезжали гости из Америки, Германии, Польши.

Думается, в каждом из 118 районов можно найти сельчан, бизнес которых может стать эдакой заманухой для туриста. Приведу несколько аналогий. Раскрученное в Нидерландах место — Зансе-Сханс, где гости могут посмотреть, как варят традиционный голландский сыр. Деревня пользуется сумасшедшей популярностью. Или, например, грузинская Кахетия. Мало кто объезжал стороной местных фермеров, которые делают вкуснейшие вина. Во многих странах давно поняли: аутентичные промыслы, экологическое земледелие и производство чистых продуктов — все это так интересно гостям, что те охотно раскошелятся. У нас, казалось бы, для этого есть все: природа, инициативные люди, которые способны не только производить качественный товар, но и красиво его преподносить туристам. Включай себе такие деревенские адреса в уже существующие туристические маршруты и зарабатывай.

Тема, что называется, ко двору. Стартовали II Европейские игры. Хотелось бы, чтобы гости из разных стран ощутили и спортивный дух стадионов и фан-зон, и попутно познакомились с национальным колоритом. Надеюсь, турфирмы скорректировали свои предложения с учетом наплыва иностранцев и смогут предложить экскурсии для желающих.

Кстати, дело не только в монетизации такого бизнеса. В мстиславском Коробчино супруги Рыбаковы рассказали мне о визите американцев с белорусскими корнями. Отец семейства специально привез детей в белорусскую деревню. Зачем? Заметил, что те не понимают, казалось бы, элементарных вещей: думали, что молоко «появляется» из пластиковых бутылок, яблоки «растут» на полках супермаркетов, а яйца «зарождаются» в специальной таре. В деревне их привычное мироустройство тотчас рухнуло: оказывается, все гораздо сложнее…


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter