Стоит ли повысить штрафы для автомобилистов, мешающих проезду спасательных служб?

Удар рублем

На уходящей неделе пришла новость из министерства транспорта Германии: там решили существенно — в 10 раз! — повысить штрафы для автомобилистов, которые препятствуют проезду различных спасательных служб. Поводом для этого решения послужил печальный инцидент на автобане в Баварии, где 3 июля случилось страшное дорожно–транспортное происшествие. Автобус с людьми врезался в автопоезд и загорелся, погибли 18 человек. Во время тушения пожара и эвакуации пострадавших спасатели столкнулись с нередкой ситуацией, когда аварийные проезды к месту ДТП оказались заблокированы автомобилями, пытавшимися объехать громадную пробку. Возможно, спасенных могло бы оказаться больше... Министр транспорта Германии предложил радикальные меры. Вскоре, если автомобилист занял на дороге аварийную полосу, то вместо нынешних 20 евро штрафа он заплатит 200. В случае причинения кому–либо имущественного ущерба штраф может составить 320 евро плюс месяц лишения права вождения.

Фото  РЕЙТЕР.

Это известие вызвало бурную поддержку у одного из авторов «Спор–клуба», немедленно заявившего, что нам следует перенимать передовой немецкий опыт. Порядок держится на страхе наказания! — таков лейтмотив его монолога. Однако оппонент поспешил остудить пыл коллеги: он считает, что жесткий спрос следует вводить лишь после создания условий для того, чтобы у людей не возникало потребности в нарушениях. Впрочем, аргументы обоих спорщиков оказались настолько убедительны, что рассудить их смогут лишь наши читатели. Как обычно, ждем ваших откликов.

Не захлебнуться в потоке


Роман РУДЬ

Что ж, немцы в очередной раз не постеснялись признать, что их любовь к порядку и пресловутое законопослушание, якобы впитанные с молоком матери, — обыкновенные мифы. На самом деле, как и во всем мире, внешнее благоговение перед законом и сплошное благолепие на улицах почти всегда зиждется на страхе наказания. Люди не роботы, им только дай что–нибудь нарушить, и они это немедленно сделают. Вольно или невольно. Поэтому лично я всецело приветствую шаг германских властей по существенному увеличению штрафов. Тот факт, что они не стали уповать на будто бы врожденную немецкую привычку соблюдать правила, не понадеялись на высокое самосознание граждан, вызывает лишь дополнительное уважение. Да, печально это признавать, но еще очень многое мы делаем (а еще чаще — не делаем) под угрозой денежной дубинки.

Вот ты же, Дмитрий, бывал в Сингапуре. Сам рассказывал, какая там чистота, машины ездят по струночке, ни тебе окурка, ни конфетной обертки, ни нарушения ПДД... А почему? Да потому, что там только за «опасное вождение» (вот термин, введения которого в наше законодательство я давно жду) заплатишь 1.000 долларов штрафа и можешь отправиться в тюрьму. Ты еще ничего фактически не нарушил, не проехал на красный свет и не пересек двойную сплошную, но другим водителям показалось, что ты движешься небезопасно для окружающих. Все, будь добр плати. 500 долларов за мусор мимо урны. Снова тысяча — за курение в неположенном месте. Сингапурцы сначала с трудом соблюдали эти ограничения, а потом привыкли и теперь живут припеваючи. Все почему? Потому, что драконовские штрафы работают на общее благо: они создают комфортные условия для всех, сурово карая отдельных индивидуумов, которые вдруг возомнили, что законы писаны не для них. У нас, кстати, чуть ли не каждый второй был таким — например, в деле пользования ремнями безопасности. А стоило ГАИ обратить внимание на это нарушение и начать нещадно штрафовать, так любо–дорого стало глядеть на автопоток: все дисциплинированные, аккуратно пристегнутые, как ученики автошколы на сдаче экзамена. Или взять обязательное включение ближнего света фар автомобилей в конце и в начале учебного года, для пущей безопасности школьников. Пока это правило являлось рекомендательным, почти всем было на него наплевать. Но едва за отсутствие ближнего света во время таких акций ввели наказание рублем, как у всех автомобилистов вдруг проснулось гражданское сознание, они внезапно почувствовали свою ответственность за маленьких пешеходов... Это сарказм, если ты не понял. На самом деле водители по–прежнему желают экономить на лампочках, но нарушение обходится им дороже.

И это, еще раз подчеркну, не нами изобретенный велосипед. Побывал я как–то в  австрийском Зальцбурге, где гид обратил наше внимание на аккуратные пышные клумбы, отсутствие малейшей соринки и правопослушное поведение вежливых водителей. Потом спросил: «Наверное, вы сейчас думаете, что это следствие высокой культуры местных жителей? Нет, все дело в двух столпах, на которых держится здешний порядок: штрафы и доносительство. Каждый знает, что если он не пропустит человека на переходе или позволит себе намусорить в парке, это немедленно станет известно полиции и обернется потерей сотен евро. Потому что к чужим проступкам неравнодушны буквально все — от юного школяра до безобидной бабушки на лавочке. Они не пожалеют времени, чтобы известить власти о человеке, нарушившем общественный уклад». И я не вижу в этом ничего зазорного. Каждый законопослушный человек вправе даже не ожидать, а требовать от окружающих соблюдения тех же правил, которые соблюдает он сам.

Считаю, нам следует пойти немецким путем и резко увеличить штрафы, особенно за загромождение аварийных проездов. Глядя на многие минские дворы, я внутренне содрогаюсь, представив, как будет пробираться через эти автобаррикады техника спасателей или медиков, если случится беда. Кстати, в Беларуси уже не раз бывало, что пожарные просто не доезжали до места возгорания из–за хаотично запаркованных машин. Спасателям приходилось бежать туда с оборудованием, разворачивать линию подачи воды, теряя драгоценное время. Зато автовладельцы, эти городские эгоисты, спали спокойно: утром до машины надо будет сделать всего 10 шагов, а не сто десять. Аналогично — штрафовать по–крупному! — следует поступать и с теми, кто не уступает дорогу «скорой». А то у нас все попытки воздействия на нерадивых водителей ограничиваются лишь очередным журналистским экспериментом: дескать, газетчики проехали с медицинской бригадой и убедились, что автомобилю с сиреной уступают дорогу крайне неохотно. В двадцатый раз убедились. А медики убеждаются каждый день. Но ничего не меняется. И не изменится, пока мы не применим радикальные меры, на которые не стесняются идти в Германии.

Миндальничать, Дима, можно было в те далекие времена, когда на городской двор приходилось две машины. Сейчас, когда улицы захлестнул девятый вал автомобильного бума, нужны срочные, конкретные, действенные инструменты спасения. Иначе захлебнемся в потоке.

rud@sb.by

Штраф? Стоянка!


Дмитрий КРЯТ

Неужели, Роман, ты всерьез веришь в то, что драконовские штрафы запросто рассеют толпы зевак в случае каких–то неординарных событий? Пялиться на окна горящей квартиры, барахтанье утопающего, работу бригады реаниматологов при тяжелом ДТП — это скорее из области чего–то такого неосознаваемого. Но это случается постоянно и везде, где вдруг стало жарко. В этом поведении человека не ищи рационального. Тут хоть пулемет ставь, толпа будет напирать. Если субъект стоит перед пылающим домом, не задумываясь о том, что может рвануть газовый баллон и выкосить вокруг метров на 50 все, что движется или растет, — это что? Это потеря инстинкта самосохранения. Самого важного, благодаря которому жизнь на нашей грешной земле еще более–менее теплится. Мне трудно представить толпу, потерявшую ощущение реальности, но вдруг вспомнившую об административной ответственности.

— Ой, это же минус 200 рублей (долларов, евро, бурундийских франков — каждому свое). Что это на меня нашло? Пойду–ка спокойно домой пить молоко.

И вот такой прозревший гражданин сказочным образом приводит в чувство очумелую стихию масс, тыча пальцем в Кодекс об административных правонарушениях. Звучит духоподъемная музыка. Выхваченные крупным планом лица с зомбо–взглядом вдруг обретают осмысленное выражение. Салют. Титры. Кино сложилось. Фантастическое...

А в реальности, что и подтверждает баварская трагедия, все иначе. Хоть 200, хоть 2 миллиона штрафа ставь, а против естества человеческого суммы бессильны. Такие бы деньги направить на создание технологических решений, препятствующих выходу публики на аварийные полосы. А уже потом, если негодник целенаправленно полез через барьер, забор, за знак «нельзя» — вот тогда уже его по полной программе. И рублем, и общественным порицанием, и даже небом в клеточку.

Вот ты, Роман, рубанул сплеча: как в Сингапуре. А что в Сингапуре? Ну да, отдай в казну круглую сумму, если чешешь по проспекту с сигаретой в зубах. Но там через каждые полсотни метров — место для перекура. Остановись, утоли свое желание и топай дальше. Без всякого риска для кошелька и презрения к окружающим. Закон дает равные права и тебе, и прохожим, не разделяющим твои привычки. Все честно. Но вот вылетал я недавно в Минск из московского аэропорта «Домодедово». Здесь вдруг объявили зону, свободную от табака, и демонтировали все смокинг–румы. Что в итоге? В туалетах глаза слезятся от дыма, хотя по внутренней трансляции женский голос в тональности доминации постоянно сверлит мозг сообщениями о карах небесных по какой–то там статье какого–то там закона. Да по барабану это внушение пассажиру, следующему транзитом из, условно говоря, Тагила в жаркую Аланию. Он же в закрытой зоне пересадки только и думает... Нет не о том, чтобы целенаправленно нарушить закон. Это в данной ситуации выходит вторичным. Первично — вдохнуть того, чего другим не надо. Этого пассажира закон нарушить вынудили обстоятельства. Кстати, в санитарных комнатах минского аэропорта после открытия зон для курения дышится абсолютно легко. А еще недавно было, как в «Домодедово».

О вынужденном нарушении закона расскажу тебе, Рома, историю, которая сейчас покажется чудной, нелепой и нереальной. Но где–то в середине 90–х от милиционеров требовали выполнения плана по составлению протоколов об административных правонарушениях. Один из вариантов решения задачи был таким. Закрыть в сумерках на ключ известный и популярный общественный туалет и сесть в засаде неподалеку. Прохожий дергал ручку и, не имея других вариантов, отходил за угол. А тут наряд. Состав налицо и план выполнен.

Не могу поверить, друг, что ты тоскуешь о подобной околозаконной чехарде, которая, к счастью, давно изжита. Но не возьму в толк, зачем спускаешь собак на автовладельцев, паркующих машины во дворе. Их вина в том, что проезды узкие, а до ближайшей стоянки в лучшем случае километр–полтора? Да и места далеко не всегда есть. Уж и не вспоминаю о старых застройках, где сгнившие изнутри вековые липы не только на дрова не годятся, но и потенциально опасны. При этом занимают место, достойное лучшего применения самими жителями, но превращают их жилища в царство вечной тьмы, не пропуская солнечные лучи.

Не подумай, Роман, что я тут выступаю за анархию. Просто убежден, что величина штрафа не ведет к росту общественной культуры и уважения к законности. Она должна быть пропорциональна эволюции жизненного комфорта. Объясню на пальцах. Если расстояние между двумя исправно работающими общественными туалетами 100 метров, а ты справил нужду между ними — отвечай по полной. Хоть на миллиард. Ты презрел внимание и бережное отношение к тебе. Иди в долговую яму. Поделом. То же, если припарковался на газоне, а вокруг полно свободных мест. Не пропустил «скорую», ощутив себя королем дороги, а не потому, что не смог быстро перестроиться в пробке, — туда же. В яму! Но первичным должно быть создание условий для соблюдения правил, а уже потом наказание за их нарушение.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter