Учиться семейному делу настоящим образом

С нового учебного года старшеклассникам будут преподавать факультатив «Основы семейной жизни» — Министерство образования опубликовало соответствующее постановление. Как по мне, так давно пора. Не мной одной замечено, что у многих пар семейные отношения больше напоминают фарс, нежели серьезные намерения двух людей, желающих идти по жизни вместе. И все потому, что сбиты социальные ориентиры.


Тенденция стала развиваться не сегодня и не вчера — ее корни в 90-х, когда всех «подсадили» на бразильские сериалы: что ни семья — то собственная прислуга; муж и жена только и делают, что живут налегке, пару часов в день посвящая работе в свое удовольствие. Так у современной молодежи сформировался стереотип якобы правильной семейной жизни. Неважно, что он далек от наших реалий.

Что теперь удивляться при виде шокирующей статистики разводов, особенно среди молодых семей. Причина у всех, кстати, одна — не сошлись характерами. Потому что юношам и девушкам никто не вложил в головы, что семья — не просто поход в ЗАГС и кольцо на безымянном пальце. Все гораздо сложнее: за конфетно-букетным периодом наступает бытовой, когда на смену вздохам на скамейке приходят стирка, глажка, готовка, уборка разбросанных по углам носков и галстуков — 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Парням тоже достается — прикрутить, починить и вбить, наконец, с третьей попытки этот гвоздь, не попав по пальцу, чтобы через полгода повесить картину. Оказывается, теперь это их обязанности, а не домового, который, как раньше наивно полагалось, и лампочки вкручивает, и яичницу на стол с пылу с жару ставит.  Словом, семья — это огромный труд, о котором никто и не догадывался. Здесь всего понемногу — любви, внимания, финансов, быта. Но ребята в новый этап жизни входят совершенно неподготовленными. Всю соль они вкушают потом. В результате идиллическая картинка распадается и семья рушится. А если бы приправляли по чуть-чуть, на этапе становления отношений, глядишь, крепкая семья получилась бы.

Поэтому факультатив должен быть практико-ориентированным. Чтобы не скатился к банальным рассуждениям на тему любви и верности. Конечно, ребятам стоит рассказать о добрачных отношениях и особенно — о их последствиях, какие определяющие факторы и мотивы у правильного выбора спутника жизни, о роли отца и матери в воспитании детей. Но и это хорошо в меру, потому что теорию не всегда удается облечь в осязаемые рамки. Допустим, как на словах объяснить, что такое любовь? Описывать это неким чувством, от которого немеют кончики пальцев, а в животе бабочки порхают? Или любовь — это рай в шалаше? Может, и так, только, заметьте, сегодня требования к шалашу изменились: он должен быть с евроремонтом, посудомойкой, стиральной машиной, роботом-пылесосом.

Программа факультатива должна работать на упреждение ситуаций схожего типа: плыли-плыли, но после штампа в паспорте семейную лодку начинает штормить и лихорадить. Кто виноват? Может, те, кто со стиркой-готовкой-уборкой не дружат, считая не царским это делом в век технического прогресса? Парни, кстати, тоже хороши — некоторые ни разу молоток в руках не держали, не говоря уже о других инструментах. Зачем, если можно вызвать сотрудника ЖЭСа и породить скабрезные шуточки. При этом у жены настойчиво станут выпрашивать подарок на день рождения за триста баксов — экипировку для свершения чудо-подвигов. Увы, не на семейном поприще, а в компьютерной игре. Вот так лодка и разбивается о быт.

Факультатив, возможно, переворота  в мышлении ребят и не совершит. Но он должен привить мысль: у каждого человека, помимо прав, есть и обязанности. Даже на семейно-бытовом поприще. Как говорится: хочешь кататься — люби  и саночки возить.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter